Введение

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии. Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.

Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим[1].

Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - об одном утверждаем: "типичный холерик", другого именуем "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого - "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.

Оказывается, чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А.И.Герцен был типичным сангвиником, И.А.Крылов - флегматиком, А.С.Пушкин - холериком, а Н.В.Гоголь - меланхоликом. Примерно в одно и то же время прославили себя на военном поприще выдающиеся русские полководцы - холерик (по версии[2], с.417 - сангвиник) А.В.Суворов и флегматик М.И.Кутузов.

Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.


Основные типы темперамента
Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложи ...

Типология личности учителя с высоким уровнем коммуникативно-педагогической толерантности
Мы можем предположить, что высокий уровень педагогической толерантности обеспечивается разными качествами личности. Для проверки данного предположения использовали кластерный анализ (для кластеризации данных использовался метод средней связи). Из таблицы последовательности агломерации (см. приложение 11) определяем оптимальное количеств ...

Методологические принципы и подходы исследования
Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1930 г.) – является одним из главных объяснительных принципов научного познания, который подразумевает объяснение изучаемых феноменов в закономерном взаимодействии факторов, доступных эмпирическому контролю. Этот принцип выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшес ...