Основные этапы развития отечественной психологии. Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века
Страница 1

Психологические материалы » Развитие отечественной психологии » Основные этапы развития отечественной психологии. Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века

Как показывают исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться еще в X-XV веках. На основе этих предпосылок в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям для их последующего развития. https://s-parfum-shop.ru коробки и упаковки для духов.

Социальную базу отечественной психологии XVIII века составлял феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий в художественной форме заклеймил А. Н. Радищев в своей книге "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790 г.), за которую был сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения крепостного права.

В XVIII веке в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н. Н. Поповского, Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, С. Е. Десницкого, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др.

Украинский мыслитель Григорий Савич Сковорода (1722 - 1794) заострил внимание на самосознании человека. Имевшее ярко выраженную антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с господствующими в официальной науке идеализмом и теологией, просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. В этих условиях материалистическое решение основных психологических проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий.

В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии общества, Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума - опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность.

Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) - крупный организатор издательского дела в России - в печати отражал наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии.

В 1796 году выходит первая русская книга, специально посвященная психологии - "Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия". Ее автор Иван Михайлович Кандорский (1764 - 1838) являлся духовным лицом. Именно поэтому Кандорский в своей книге пишет о том, что "душа есть дух, а, значит, существо живое, разумом и свободною волею одаренное, какова есть и душа наша.

Кроме того, Кандорский произвел систематизацию психологических знаний. Он описывает факты - ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю.

Основы материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), великий русский ученый - энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения в XVIII веке.

Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научными исследованиями (природы, русского языка и др.). Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе "Слово о происхождении света" выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения.

Особенно богата психологическими идеями работа "Краткое руководство к риторике". Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль разума), психологии речи.

Идеи Ломоносова развивали Яков Павлович Козельский - философ - материалист, выступавший против крепостничества и религиозной морали, ратовавший за справедливое общественное устройство, и Александр Николаевич Радищев, также резко обличавший в своих трудах самодержавие и крепостничество.

В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей остротой поставил проблему человечества. Базой его научных идей было революционно - демократическое мировоззрение. Однако, не меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию определяла гуманистическая этика.

Радищев отрицал существование души как самостоятельной субстанции. Психика является функцией известных органов тела - нервов и мозга, и без него невозможна.

Большое место в трудах А. Н. Радищева занимает проблема развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами - все это расширяет возможности органов чувств "до беспредельности". Отдельно указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания.

Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействия на человека общества (путем подражания и соучастия в переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей.

Страницы: 1 2


«Репрезентативная система как предсознательное»
Сублимация, согласно традиционным представлениям, зеркально представляет собой конвергентный контраст в силу которого смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Здесь автор сталкивает два таких достаточно далёких друг от друга явления как поведенческая терапия спонтанно просветляе ...

Практика применения формулы, описывающей чувство любви
В настоящий момент, методика определения критических точек во взаимоотношениях партнеров, основанная на данной формуле, используется в практической деятельности специалистами Беларуси, Украины, Германии. Практика показала, что специалисты, использующие данную методику анализа чувства, практически всегда делают сопоставимые выводы в отли ...

Функции семьи и их взаимосвязь
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые ...