[an error occurred while processing the directive]

Портрет психологически здорового человека.
Страница 1

Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым людям. Такие описания можно найти, в частности, у представителей гуманистического направлений психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Например, А. Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:

· Наличие ориентации на реальность;

· Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;

· Способность;

· Центрированность на проблеме, а не на себе;

· Наличие потребности в одиночестве;

· Автономность и независимость;

· Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;

· Духовность;

· Идентификация с человеком;

· Способность к близким отношениям с людьми;

· Наличие чувства юмора (не используемого, однако, в агрессивных целях);

· Высокая креативность;

· Низкая конформность и др.

К. Роджерс полагал, что люди «в основном стремятся вперёд и, при подходящих условиях, полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье. По его мнению, «полноценное функционирование» человека, т. е. его психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (мы остановимся лишь на тех из них, о которых не упоминал А. Маслоу). Это - открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств, отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств и способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения. Именно открытость к переживаниям и опора на собственные суждениям в ситуациях выбора, на наш взгляд, важны для понимания психологического здоровья, поскольку они позволяют человеку принять ответственность за свою жизнь на себя.

Отдельные качества складываются в «портрет» психологически здорового человека. Это, прежде всего, человек, принимающий себе и окружающих

. Значение принятия окружающих очевидно для всех, а вот принятие себя самого для многих оказывается проблемой. Однако именно уверенность в себе, доверие к собственным душевным движениям, осознание своей самоценности лежит в основании гармоничных отношений человека с другими людьми. Эта идея отражена ещё в евангельской заповеди «возлюби ближнего как самого себя

». Действительно, можно ли любить людей, не любя себя самого? Э. Фромм, отвечая на этот вопрос, утверждает, что причина человеческого эгоизма коренится именно в недостатке любви к себе. Кто недоволен собой, тот находится в постоянной тревоге за себя, и потому при поверхностном взгляде может показаться, что он любит себя до крайности. Однако, при более внимательном рассмотрении тревожного внимания человека к себе, становится явным хроническое глубокое недовольство собой, которое является причиной нарушения гармоничного взаимодействия с миром и людьми. Итак, одна из составляющих психологического здоровья – это способность к принятию мира, стремление к счастью и свободе для себя и для других людей.

Но этим портрет психологически здорового человека не исчерпывается. Дело не в том, что человек не страдает, не гневается, не ошибается, не обижает других – это живой человек, разный в своих проявлениях. Он может быть спонтанным и переменчивым, он может печалится и унывать, он опирается не только на разум и расчёт, во многом зависит от чувств и интуиции, но при всем этом такой человек способен брать ответственность за свою жизнь самого себя. Он умеет извлекать полезный опыт из неблагоприятных ситуаций и собственных ошибок. Он может быть открыт, распахнут по отношению к миру и к людям, но в нужные моменты он способен воспринимать мир как игру, как театр, и обладает хорошим ролевым развитием

Страницы: 1 2


Современное состояние проблемы изучения особенной общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста. Характеристика нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих церебраль
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Мастюкова Е.М. дает следующее определение детского церебрального паралича: "Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникаю ...

Осознанные сновидения
Моя текущая цель в области личного развития – испытать осознанные сновидения. Я понимаю, что развитие осознанности в реальном мире помогает мне быть более внимательным к необычным деталям во сне. Проанализировав свои сновидения, я понял, что в них очень мало осознанности – и это прямой результат того, что я испытываю в реальном мире. Я ...

Методика проведения психологической экспертизы
При проведении судебно-психологических экспертиз всегда используется комплекс методов. Судебно-психологическая экспертиза предполагает исследование психики человека, психологических механизмов его поведения. Именно этим обусловлена специфика избираемых методов. В каждом конкретном случае избрание методов исследования зависит от задач эк ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]