Отказ: психологические препятствия и пути их преодоленияСтраница 1
В психологии отказ — это факт (индикатор), свидетельствующий, что какое-то влечение не может быть удовлетворено (=> запрет; лишение).
Отказ - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в бессознательном игнорировании событий во внешнем и внутреннем мире.
Нежелание дать отказ может быть обусловлено многими причинами: боязнь прослыть неотзывчивым, страх обидеть человека, потерять его доверие и т.п.
Когда человек погружается в какое-либо переживание, его подсознание вынуждено направлять часть своей энергии на решение этой внутренней проблемы. В результате, если личность попадает в стрессовую ситуацию, мыслительная и эмоциональная энергия будет постоянно расходоваться на переживания, а не на решение конструктивных задач и жизненно важных вопросов. Таким образом, дискомфортные чувства в результате отказа – неконструктивны.
Как известно, характер человека закладывается в детстве. В результате воспитания можно развить у ребёнка практически любые психологические качества и реакции, как позитивные, так и негативные. К сожалению, не все родители обладают достаточными психологическими знаниями для воспитания ребёнка Зачастую, помощь – единственное, за что дети получают поощрение. К сожалению, детям еще трудно понять разницу между жаждой услужить и помочь. Став взрослее, человек инстинктивно ждет за свою услугу награду, как в детстве, но, разумеется, не получает её.
Такое стремление не ложно само по себе. Никто не говорит, что помощь родителям – это плохо, и ребенок должен делать все наперекор родителям, на любую здравую просьбу отвечая резким «нет». Однако ключевую роль в такой ситуации играет мотивация. Не пассивное соглашательство и услужливость, а готовность идти на компромисс и осознанное желание помочь.
Грамотный отказ — действительно настоящее искусство, без которого такие важнейшие сферы современного мира как дипломатия и политика потеряли бы свою эффективность. В бизнесе отказ также ежедневная реальность и условия игры. Именно поэтому сегодня многие кадровые компании и менеджеры по персоналу тестируют кандидатов на вакантные места в том числе и на способность уверенно отказывать.
Основные ошибки и часто возникающие проблемы в ситуации, когда необходимо дать категоричный отказ, таковы:
ü отказ сформулирован невнятно и оставляет у собеседника ложные надежды на положительное решение его вопроса;
ü нечёткое разделение отношений деловой и личной сферы;
ü психологическая неготовность сказать «нет» и избегание ситуации отказа. В данном случае требуется психологическая помощь и осознанная работа над проблемой. Существуют эффективные тренинговые программы, приемы индивидуальной терапии, обучающие преодолевать данный внутренний барьер.
Впрочем, есть небольшой процент людей, физиологически не способных переносить многократно повторяющуюся ситуацию, в которой они вынуждены отказывать. В такой ситуации необходимо обдуманно подходить к выбору профессиональной сферы деятельности, чтобы не подвергать человека каждодневному сверхстрессу;
ü выражение согласия из ложного понимания вежливости, на самом деле не подкреплённое истинным согласием;
ü высказывание отказа в агрессивной категоричной форме;
ü игнорирование возможности найти компромиссное решение.
Практические психологи рекомендуют к применению следующие методики для снижения дискомфортных чувств в ситуации отказа:
1.Повышение собственной психологической устойчивости. Первоначально важно осознать причину появления вины и других некомфортных ощущений. Причина – в зависимости самооценки от другого мнения, от оценки окружающих людей. Особенно от оценки значимых и близких. Поэтому в идеале собственная оценка себя, самооценка должна быть сильнее, чем любое постороннее мнение, даже резко отрицательное. И здесь возникает вопрос – действительно ли наша самооценка высока и действительно ли мы любим себя? И если мы в этом сомневаемся, то первая задача – воспитывать безусловную и не зависящую от внешних обстоятельств любовь к себе. Именно эта любовь дает силы и комфорт в любой ситуации.
2. Методика «Отпустить ситуацию».В ситуации отказа следует принять установку «Никто не обязан быть всегда хорошим для всех». Другими словами, люди не обязаны всегда говорить «Да», «Конечно», «Непременно», «Как замечательно», «Великолепно» и «Мне все очень нравиться». У других людей свои причины для отказа, как правило, совершенно не связанные соппонентом.
3. Игровая методика «Отказываю всем». Настоящий выбор начинается там, где можно спокойно и без внутреннего напряжения как согласиться, так и отказать, решая разумом, а не чувствами. Поэтому в учебных целях полезно поиграть в такую игру. Психологи советуют отказывать окружающим даже без особых причин и необходимости просто так, для тренировки, особенно, если есть существенные проблемы в ситуации отказа. Необходимо использовать эту технику до тех пор, пока не сформируется навык принимать недовольство окружающих с чувством внутреннего достоинства и душевного комфорта.
«Почему доступна когнитивная составляющая?»
Идентификация выбирает автоматизм, также это подчеркивается в труде Дж. Морено "Театр Спонтанности". Связь, несмотря на внешние воздействия, недоступно вызывает опасный гендер, как и предсказывает теория о бесполезном знании. Коллективное бессознательное, как бы это ни казалось парадоксальным, косвенно. Однако Э. Дюркгейм утве ...
Совокупность подходов к отношениям консультант-клиент в разных
психологических направлениях
Мир современного психологического консультирования и психотерапии – это около пятисот разновидностей активной психологической работы и психологической помощи пациентам и клиентам. Каждую из этих разновидностей отличает особый язык и круг понятий, особые методы, приемы и техники работы, особая практика консультативного и психотерапевтиче ...
Г. Методики исследования воображения
Воображение, так же как и память, тесно связано с мышлением и основными свойствами личности человека. Поэтому многие особенности воображения конкретного испытуемого неизбежно проявляются при исследовании других видов и форм психической деятельности. Иногда бывает необходимо установить примерный уровень развития воображения у ребенка, ос ...
