Концепция ИСД Климова Е.А.
Страница 3

Выделить такие (из упомянутых в предыдущем пункте) управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором (например, частому переключению внимания противодействует инертность, быстроте реагирования, длительному поддержанию внимания в монотонной обстановке — подвижность и т. п.). Кроме того, выделить и такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным (явно не противодействующим) фактором.

После того как все это проделано, остается искать пути управления формированием индивидуального стиля за счет конструирования необходимых элементов пристройки к его ядру (см. общую схему основных этапов научно-практической работы по организации индивидуального подхода). Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа "от каждого по способностям" [6].

С одной стороны Климов рекомендует слишком хлопотный способ (разбираться в каждом, буквально отдельном, единичном случае индивидуального стиля), с другой стороны - недостаточно разработано представление о детальной типовой структуре индивидуального стиля. Тогда почему она должна быть, если стиль действительно индивидуальный?

Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля, по мнению Е.А. Климова, можно считать устойчивую систему приемов и способов деятельности, которая обусловлена определенными личными качествами, а также является средством эффективного приспособления человека к объективным требованиям. По результатам проведенных им же исследований в структуре индивидуального стиля [6];[8] было выделено две группы особенностей: первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилий, базируются на свойствах нервной системы; вторая группа, образующая "пристройку" к ядру, включает в себя особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков. В ядро включаются две категории особенностей: одни благоприятствуют успеху, другие препятствуют ему. Последние обрастают компенсаторными механизмами. В "пристройку" к ядру стиля также входят две категории особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие имеют компенсаторное значение.

Специфика концепции ИСД, отличающая ее от других подходов к изучению проблемы стиля, достаточно обоснована B.C. Мерлиным и Е.А. Климовым и состоит в том, что под стилем понимаются не отдельные элементы деятельности, а их определенное сочетание (система приемов и способов деятельности); стиль обусловлен психологически (психофизиологически), но он не фатально детерминирован индивидуальными особенностями субъекта, а формируется как "интегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта". Стиль может изменяться при изменении условий деятельности; формирование и развитие стиля связано с формированием и развитием определенных индивидуально-психологических особенностей субъекта.

Термин "ИСД" используется для понимания взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях [6]; [10]; [17]. Результаты исследований, полученные в лабораториях B.C. Мерлина и Е.А. Климова, послужили основой для дальнейшей работы по изучению индивидуального стиля деятельности.

Страницы: 1 2 3 


Заключение.
Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Осведомлённость и понимание качеств, функций и типов характера и темперамента, так же может быть использовано для самоусовершенствов ...

Сущность процесса обучения, его принципы и методы.
Теория обучения еще в 17 веке получила название дидактики. После того, как появилась книга Яна Амос-Каменского «Великая Дидактика» (1657 г.) Дидактика в современном понимании представляет собой раздел научного знания, в котором освещаются проблемы образования и обучения. Дидактика выступает с одной стороны – теорией образовательного пр ...

Содержание ребенка в неполной семье
Одной из основных функций семьи является материальное обеспечение потребностей тех ее членов, которые сами не могут себя материально обеспечить. Поэтому закон о семье исходит из требований: все члены семьи должны взаимно, согласно своим способностям и возможностям, помогать друг другу, обеспечивая необходимый материальный и культурный у ...