Особенности конструктивного мышления старших
дошкольниковСтраница 1
Под конструктивным мышлением детей старшего дошкольного возраста понимают умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей., т.е. (из математики) умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать).
Таким образом, конструктивные умения - это:
умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться);
умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);
умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.
Формирование всех этих умений зависит от уровня стимуляции и развития наглядно-образно-словесного и наглядно-действенно-словесного (в терминологии Т.В. Розановой) видов мышления у детей дошкольного возраста как необходимого промежуточного этапа в становлении полноценного конструктивного вида мышления на дальнейших этапах развития.
Таким образом, конструктивное мышление направляется желанием, стремлением дойти до истины, обнаружить структурное ядро, перейти от неопределенного отношения к ясному видению.
Творчество неразрывно связано с познавательной деятельностью (восприятием, представлением, образным мышлением), воображением и практической деятельностью. Продуктом этих разнообразных деятельностей является конструкция из природного или бросового материла, строительного. Практикой дошкольного воспитания накоплен богатый опыт работы по составлению художественных композиций из природных и искусственных, "бросовых" материалов. Эта деятельность представляет собой элементарную проектную деятельность, поскольку предполагает постановку цели, планирование определенного результата, знакомство с различными материалами и инструментами, а также способами изготовления и украшения изделий. Как показывает опыт, дети охотно выполняют задания по изготовлению открыток, сувениров и игрушек, участвуют в создании изо - и фотомонтажей, элементов декора предметов одежды и помещений.
Дети выполняют аранжировки трех типов.
Первый тип работ - плоскостной (аппликативно-графический) дизайн включает рисунки, мозаики, силуэты (узорные, сюжетные, вырезные, прорезные), фитокомпозиции и гербарии, аппликации из лоскутов, плакаты, панно и т.д. Такие работы используются в играх, для украшения кукольной одежды, мини-пространств и групповых комнат.
Второй тип - объемный (предметно-декоративный) дизайн включает игрушки-сувениры и художественные изделия из природных и искусственных материалов, бумажную пластику, произведения флористики, детскую бижутерию.
Третий тип - пространственный (декоративно - пространственный) дизайн-аранжировки кукольного и игрового интерьера, декорации, оформление зала к празднику, композиции из живых цветов.
Когда дети начинают мастерить из бросового материала, они не сразу понимают, что их замысел и желание ограничены самой формой. Ведь они привыкли лепить из глины и пластилина, когда форма меняется и создается по собственному желанию. Однако любой материал, особенно природный уже облечен в заданную форму. Поначалу это может удивить или насторожить маленького мастера. Но через некоторое время он свыкается с особенностями нового вида творчества и находит в этом несомненные достоинства. [23, с.35]
Следовательно, можно выделить ряд основных условий, от которых зависит развитие конструктивного мышления:
развитие конструирования;
развитие восприятия;
развитие воображения, а значит и игры и т.д.
Может показаться удивительным, но процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребенка старшего дошкольного возраста и взрослого, неграмотного и ученого человека.
Усмотрение противоречия ("что-то не так, что-то не то"), сопровождающиеся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.
Осознание проблемы и возникновение желания ее разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес, мотивацию к решению.
Поиск решения - процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уж имеющихся решений; в эмоциональном плане азарт и разочарования.
Теоретические аспекты
диагностики мотивации межличностных отношений в учебной группе. Проблема
мотивации межличностных отношений в психологии
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом, как писал Х. Хеккаузен "едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации" [8, с.38].
Разработка п ...
Принципы работы менеджера, руководителя с подчинёнными.
Руководитель в своей работе исходит и определённых принципов:
1. работник должен чётко усвоить поставленные перед ним цели;
2. работнику нужно дать понять, что он является активной личностью, что он самостоятелен при выполнении задач. Ему доверяют, и в нужный момент человек получает поддержку от руководителя;
3. при хорошем управлени ...
Развитие основных направлений отечественной психологии. Экспериментальная
психология
Мощное течение в психологической мысли России было представлено так называемой экспериментальной психологией. Становление направления, базирующегося на экспериментальном методе исследования психических явлений, осуществлялось под воздействием, как общих тенденций развития мировой психологической науки, так и специфических социокультурны ...