[an error occurred while processing the directive]

Особенности конструктивного мышления старших дошкольников
Страница 1

Под конструктивным мышлением детей старшего дошкольного возраста понимают умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей., т.е. (из математики) умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать).

Таким образом, конструктивные умения - это:

умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться);

умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);

умение расчленить, выделить составные части (анализировать);

умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.

Формирование всех этих умений зависит от уровня стимуляции и развития наглядно-образно-словесного и наглядно-действенно-словесного (в терминологии Т.В. Розановой) видов мышления у детей дошкольного возраста как необходимого промежуточного этапа в становлении полноценного конструктивного вида мышления на дальнейших этапах развития.

Таким образом, конструктивное мышление направляется желанием, стремлением дойти до истины, обнаружить структурное ядро, перейти от неопределенного отношения к ясному видению.

Творчество неразрывно связано с познавательной деятельностью (восприятием, представлением, образным мышлением), воображением и практической деятельностью. Продуктом этих разнообразных деятельностей является конструкция из природного или бросового материла, строительного. Практикой дошкольного воспитания накоплен богатый опыт работы по составлению художественных композиций из природных и искусственных, "бросовых" материалов. Эта деятельность представляет собой элементарную проектную деятельность, поскольку предполагает постановку цели, планирование определенного результата, знакомство с различными материалами и инструментами, а также способами изготовления и украшения изделий. Как показывает опыт, дети охотно выполняют задания по изготовлению открыток, сувениров и игрушек, участвуют в создании изо - и фотомонтажей, элементов декора предметов одежды и помещений.

Дети выполняют аранжировки трех типов.

Первый тип работ - плоскостной (аппликативно-графический) дизайн включает рисунки, мозаики, силуэты (узорные, сюжетные, вырезные, прорезные), фитокомпозиции и гербарии, аппликации из лоскутов, плакаты, панно и т.д. Такие работы используются в играх, для украшения кукольной одежды, мини-пространств и групповых комнат.

Второй тип - объемный (предметно-декоративный) дизайн включает игрушки-сувениры и художественные изделия из природных и искусственных материалов, бумажную пластику, произведения флористики, детскую бижутерию.

Третий тип - пространственный (декоративно - пространственный) дизайн-аранжировки кукольного и игрового интерьера, декорации, оформление зала к празднику, композиции из живых цветов.

Когда дети начинают мастерить из бросового материала, они не сразу понимают, что их замысел и желание ограничены самой формой. Ведь они привыкли лепить из глины и пластилина, когда форма меняется и создается по собственному желанию. Однако любой материал, особенно природный уже облечен в заданную форму. Поначалу это может удивить или насторожить маленького мастера. Но через некоторое время он свыкается с особенностями нового вида творчества и находит в этом несомненные достоинства. [23, с.35]

Следовательно, можно выделить ряд основных условий, от которых зависит развитие конструктивного мышления:

развитие конструирования;

развитие восприятия;

развитие воображения, а значит и игры и т.д.

Может показаться удивительным, но процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребенка старшего дошкольного возраста и взрослого, неграмотного и ученого человека.

Усмотрение противоречия ("что-то не так, что-то не то"), сопровождающиеся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.

Осознание проблемы и возникновение желания ее разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес, мотивацию к решению.

Поиск решения - процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уж имеющихся решений; в эмоциональном плане азарт и разочарования.

Страницы: 1 2


Анализ и интерпретация результатов.
В качестве объектов выступили 17 подростков - ученики 9«А» класса МОУ СОШ №3 города Мирный Архангельской области, в возрасте 14 лет; пол: 9 мальчиков – 53%, 8 девочек – 47%; 92% - из полных семей; материальное положение – среднее; все дети обеспечены отдельной комнатой; у 69% есть братья/сестры, из них у 16% не проживают совместно. Особ ...

Образ мира и образ жизни
С.Л. Рубинштейн характеризует человека как субъекта жизни, в своем собственном существовании и в отношении к миру и другому человеку, подчеркивая целостность, единство человека и мира. Мир, в его понимании, – это «общающаяся друг с другом совокупность людей и вещей, точнее, совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми, <…> ...

Исследование уровня развития общих способностей детей младшего школьного возраста. Методика определения общих способностей у детей младшего школьного возраста
Роль школы состоит в том, чтобы дать ребенку знания и умения, необходимые для разных видов конкретной человеческой деятельности (работы на разных участках общественного производства, науки, культуры), и развить соответствующие психические качества. Значение периода от рождения до поступления в школу заключается в подготовке более общих, ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]