Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития
психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность.Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается незначительное.
Вторая особенность состоит в гетерохронности ( гетеро - греч. другой, хронос - время) развития. Это означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально - психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткого возраста.
Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях.
Основанием для периодизации психического развития для Д.Б. Эльконина послужили положения культурно - исторической теории Л.С. Выготского
Семейные конфликты
Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов. Семейные конфликты - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Считается, ...
Развитие социального поведения в раннем детстве
По мере того как дети становятся старше, у них формируется все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей. Они приписывают себе все больше отличительных особенностей, что ведет к уточнению и усложнению их Я-образов и образов других людей. Это усовершенствовани ...
Методика Э. Мазанек.
Методика Эвы Мазанек представлена как психолого – педагогическая реабилитация, выступающая в качестве одного из разделов комплексного подхода, включающего лечебную, логопедическую работу, обучение кормлению, лечебную физкультуру.
Первоначально проводится обследование, далее занятия в игровой форме. Одновременно обучаются и родители, ко ...
