Когнитивное развитие в дошкольном возрасте
Когнитивное развитие дошкольников (от 6 до 10 лет)
Приблизительно в 6 лет дети начинают менять способ мышления и свое представление об окружающем мире. В дошкольном возрасте у детей проходит период эгоцентрического мышления.
Эгоцентрическое и магическое мышление
Эгоцентрическое мышление – нормальное явление для детей, которые рассматривают все происходящее по отношению к себе. Это не эгоизм. Маленькие дети не могут понимать разных точек зрения. Например, дошкольник может симпатизировать своему отцу и пытаться порадовать его, предлагая любимую игрушку или мягкую игрушку, если Вы примите игрушку, то это поможет ребенку чувствовать себя лучше и успокоит взрослого. Эгоцентрическое мышление также может привести к тому, что ребенок чувствует свою вину, если происходит что-то плохое.
Магическое мышление – это уверенность ребенка в том, что его желания и ожидания могут повлиять на происходящее. Например, если ребенок очень сильно хочет, чтоб что-то случилось, и это действительно случается, ребенок уверен, что все произошло именно благодаря его желанию. Например, Вашу дочку выводит из себя ее брат и она хочет чтоб он уехал, а через некоторое время он заболевает и попадает в больницу, ребенок уверен, что это произошло из-за нее и болезнь брата – ее вина.
Первоклассник может выполнять простые действия по сложению и вычитанию, обычно начинает читать и может составлять предложения. Выполнение таких заданий требует, чтоб ребенок учитывал информацию из нескольких источников, оценивал ее, и трактовал по-своему.
Подобные когнитивные способности продолжают развиваться у ребенка в течении последующих 4-5 лет по мере того как ребенок выполняет усложняющиеся, последовательные, знаковые задания, например, пересказ содержания параграфа и составление рассказов. С помощью этих когнитивных навыков у ребенка повышается чувство юмора, его интересуют словарные игры.
Настольные игры – отличный способ содействия когнитивному развитию. Очень полезно играть в игры, в которых используется память, например, шашки и шахматы, крестики-нолики, «виселица» (детская игра в слова; при неправильном ответе игрок рисует одну за другой части виселицы с повешенным). Не волнуйтесь, если ребенку «необходимо» выигрывать, когда он играет с Вами. Также научите ребенка играть в игры, в которые можно играть самостоятельно, например, диаграммы.
Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения
по М.И. Лисиной
Развитие общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет М. И. Лисина представляла как смену нескольких целостных форм общения.
Формой общения является коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется следующими параметрами:
В результате исследований были выделены четыре основные формы общени ...
Образ мира в целом
А.Н. Леонтьев раскрыл различия образа мира и чувственного образа: первый – амодален, интегративен и обобщен, а второй – модален и всегда конкретен. Он подчеркивал, что в основе индивидуального образа мира лежит не только чувственный, но весь социокультурный опыт субъекта. Психологический образ мира динамичен и диалектичен, он постоянно ...
Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с
конструктивным мышлением
Тема конструктивного мышления является практически не исследованной в современной науке. Поэтому точного определения понятия пока не существует. А значит для этого необходимо разобрать суть его основных составляющих: мышления и конструктивной деятельности.
"Мышление - есть ассоциация". И.П. Павлов.
Мышление (thinking) - множ ...