"Порог взрослой жизни" как социальная ситуация развития в юности

Психологические материалы » Возрастная психология » "Порог взрослой жизни" как социальная ситуация развития в юности

Социальная ситуация развития старшеклассника характеризуется некоторой неопределенностью. Юноша стоит на пороге во взрослую самостоятельную жизнь . Перед ним возникает необходимость самоопределения. Центром социальной ситуации развития является выбор профессии. Поэтому достаточно часто старшеклассники оценивают учебный процесс с точки зрения его пользы в дальнейшей профессиональнальной деятельности.

Коллектив ровесников влияет на поведение и самосознание старшеклассников. Но критерии, которые определяют статус старшеклассника в классном коллективе, очень разнообразны. Неблагоприятный статус очень влияет на жизнь старшеклассника. В этом возрасте большую роль играют неофициальные группы, усиляется потребность в индивидуальной интимной дружбе - в этой сфере наблюдаются определенные половые и индивидуальные отличия. Отношения между юношами и девушками в этом возрасте значительно активизируются, возникает проблема любви, которую приходится решать, опираясь на определенные моральные и этические нормы.

Особенности взаимоотношений старшеклассников и учителей во многом зависят от личности учителя, его способностью к пониманию и отзывчивости, также важно уровень его знаний и качество преподавания. Старшеклассники обращают внимание еще и на такую черту учителя, как справедливость. Еще одной проблемой этих взаимоотношения является разное их виденье со стороны ученика и учителя: зачастую учитель переоценивает свою приближенность к учебному коллективу, а, соответственно, и силу своего влияния на учащихся.

Одной из сторон социальной ситуации развития - взаимоотношения юношей и родителей. Семья остается важнейшим фактором развития и определения жизненного пути в этом возрасте. Значительное влияние на личность старшеклассника имеет стиль его отношений с родителями. В отношении родителей и детей существует три основных стиля: авторитарный - полное подавление родителями личности ребенка, его начинаний и мнения; попустительский - отсутствие каких либо ограничений для детей - родители просто не обращают на них внимания. Наилучшие отношения складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля, при котором родители ценят и самостоятельность ребенка и дисциплину.


Введение. Психологическое консультирование
Психологическое консультирование как профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Здесь мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неуря ...

Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка
Рассмотрим специфику общения ребенка со взрослыми в раннем детстве. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социал ...

Основные подходы к проблеме изменений социальных представлений русских и калмыков. Социальные представления в социально-психологических исследованиях
Система ценностей занимает важное место в структуре как социологического, так и психологического знания. В социологии, в частности, предлагается понимать ценности как «общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. В других работах высказан ряд идей, непосредственно относящихся и к системе социально-псих ...