[an error occurred while processing the directive]

Понятие аргументации. Доказательство и опровержение (критика) и их логические структуры.
Страница 5

Психологические материалы » Теория аргументации » Понятие аргументации. Доказательство и опровержение (критика) и их логические структуры.

Правила по отношению к аргументам:

a) Аргументы должны быть истинными суждениями.

Ошибки, связанные с нарушением этого правила, называются "ложный аргумент" или "предвосхищение основания". В случае ошибки "предвосхищение основания" ситуации состоит в том, что аргумент сам нуждается в доказательстве.

b) Доказательство не должно заключать в себе круга.

Ошибка, возникающая в данном случае, называется "круг в доказа­тельстве", что получается, если тезис доказывать с помощью следствия, выведенного из этого тезиса: "масло обладает свойством быть масляным".

c) Аргументы должны быть достаточным основанием для тезиса.

Нарушение этого правила может приводить к следующим ошибкам:

§ "не следует, не вытекает" (например, из того факта, что солнце при его восходе сначала освещает вершины гор, а только затем их основания, во­все не следует, что Земля шарообразна, а следует только то, что она круглая; шарообразность же Земли вытекает из другого, а именно из того факта, что в любом месте Земли горизонт имеет геометрическую форму окружности и дальность горизонта везде одинакова);

§ "от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно" (например, способность ядов быть лекарствами в некоторых случаях вовсе не свидетельствует в пользу того положения, что яды лечат всегда);

§ "довод к человеку" (например, истинность доказываемого тезиса относят к личным качествам человека, формулирующего этот тезис);

§ "довод к публике" (вместо логического обоснования тезиса попытки вызвать психологическую симпатию или антипатию к предмету разговора);

§ "аргумент к авторитету" (например, древние греки назвали эту ошибку "сам сказал").

d) Аргументы должны быть допустимыми.

Данное правило означает то, что аргументы не могут быть никак не связанными с тезисом, т. е. не могут быть аргументами "как попало". Эти аргументы "как попало" чаще всего проявляются как:

§ "аргумент к силе" (например, вместо логического отношения применяют внелогические отношения: административное, моральное, экономическое и другие виды давления на личность);

§ "аргумент к выгоде" (например, суждение "Бог существует" является истинным, потому что это полезно обществу);

§ "аргумент к здравому смыслу" (например, в качестве аргумента часто говорят, что "так считают все", "все так делают", "этого требует здравый смысл", что, конечно, не может быть достаточным основанием);

§ "аргумент к верности" (используется для осуществления какой-либо поддержки человеку).

Правила по отношению к демонстрации:

В доказательствах и опровержениях тезиса должны соблюдаться все правила умозаключений.

Подведем итог: для проверки логической состоятельности проводимого доказательства или опровержения необходимо соблюдение следующих требований:

1. Отыскать и отчетливо сформулировать тезис, являющийся центральным элементом в структуре доказательства или опровержения.

2. Отыскать все возможные аргументы, подтверждающие данный тезис.

3. Определить, каким образом можно вывести данный тезис из имеющихся аргументов, т. е. определить демонстрацию (форму доказательства).

Несоблюдение указанных требований обычно приводит к следующим основным ошибкам в логическом доказательстве:

1. Ошибки в отношении тезиса:

a) "Подмена тезиса": доказываемый тезис умышленно или неумышленно подменяется другим, который и подвергают либо доказыванию, либо опровержению. Умышленный перевод разговора на другую тему получил название "логической диверсии".

b) "Довод к человеку": доказываемый тезис подменяется ссылками на личные качества того, кто этот тезис выдвинул.

c) "Переход в другой род": доказываемый тезис подменяется другим или более сильным, или более слабым.

2. Ошибки в отношении аргументов:

a) "Ложность оснований": в качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые выдаются за истинные.

b) "Предвосхищение основания": доказываемый тезис пытаются обосновать недоказанными аргументами.

c) "Порочный круг": доказываемый тезис обосновывается такими аргументами, которые затем обосновывают этим же тезисом.

3. Ошибки в отношении демонстрации:

a) "Мнимое следование": доказываемый тезис вовсе не вытекает из предлагаемых аргументов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Причины возникновения, особенности речевой сферы и восприятия. Причины возникновения
Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном происхождении заболевания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных с ...

Развитие социального поведения в подростковом возрасте
Тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно - группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подр ...

Экспериментальное исследование проблемы психокоррекции личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста. Методика и программа исследования
Проблема исследования: педагогическая запущенность в младшем школьном возрасте Цель исследования: выявление и изучение психологических особенностей педагогически запущенных младших школьников Задачи исследования: 1. Изучение особенностей учебной мотивации и трудностей, связанных с учебной деятельностью. 2. Изучение уровня развития н ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]