[an error occurred while processing the directive]

Понятие аргументации. Доказательство и опровержение (критика) и их логические структуры.
Страница 1

Психологические материалы » Теория аргументации » Понятие аргументации. Доказательство и опровержение (критика) и их логические структуры.

Будем исходить из того, что всякая мысль, выраженная в терминах и формах логики, есть, так или иначе отражение действительности, и последнее может быть либо истинным, либо ложным.

Будем исходить также и из того, что всякая мысль, выраженная в терминах и формах логики, обычно принимает форму суждения.

Стало быть, установление истинности или ложности суждения – есть соответственно либо его доказательство, либо опровержение.

В общем случае система таких доказательств и опровержений и есть аргументация,[4] или обоснование.

Заметим, что наряду с понятием "аргументация" широкое применение имеет в логике и понятие "аргументирование", где под аргументированием понимается способ воздействия на позиции и убеждения противостоящего вам субъекта, и последнее предполагает не только логическое воздействие на него, но и многообразные способы внелогического воздействия, такие как внушение, эмоциональное влияние, воздействие примером и пр.

Такие приемы, способы и методы убеждающего воздействия сформировались как комплекс содружества различных наук и прежде всего – логики, риторики, психологии и лингвистики. Именно совместное рассмотрение и практическое применение этих подходов и выражает суть теории аргументации, представляющей собою комплекс наиболее эффективных приемов, способов и методов убеждающего воздействия на личность человека. Отсюда доводы, или аргументы, обычно представляют собой систему связанных фактов и их интерпретаций, на основе которых формулируются либо утверждения, либо отрицания рассматриваемых суждений. Эти доводы предназначаются для поддержки или критики тезиса аргументации, т.е. такого высказывания, суть которого аргументирующая сторона находит нужным внушить своему диалоговому партнеру, сделать это внушение составной частью его убеждений.

На уровне отношений здравого смысла наиболее распространенной формой такого комплексного аргументирования является спор.

Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.

Вообще говоря, спор – это борьба, и для ее успеха вполне приложимы некоторые общие методы борьбы. Так, во всякой борьбе очень ценным является фактор инициативы, поэтому рекомендуется не обороняться, а именно наступать. Одним из приемов, допустимых в споре, является отвлечение внимания противника от той мысли, которую необходимо провести без критики. Это означает, что не только корректна, но и желательна концентрация действий, направленных на центральное звено системы аргументов противника или на ее наиболее слабое звено. Корректно применять в споре и прием опровержения противника его же собственным оружием. К числу корректных средств относится также эффект внезапности, оттягивание возражения, незанимание слишком жесткой позиции, взятие слова в самом конце спора, когда все аргументы выступающих уже известны.

Но есть и некорректные приемы, которые, к сожалению, также применяются в спорах. Таков, в частности, нередко применяемый "выход из спора", когда одна из сторон стремится как бы "улизнуть из спора". Неприемлем также и прием, когда противника постоянно перебивают и не дают тем самым возможности ему говорить. Неадекватным приемом является и организация "хора" полуслушателей-полуучастников спора, всячески восхваляющих доводы только одной стороны и демонстрирующих скептическое, а то и презрительное отношение к доводам другой стороны. К распространенным некорректным приемам относятся использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит, а также намеренное запутывание и сбивание собеседника с толку.

По своей цели споры делятся на преследующие истину и преследующие победу над противоположной стороной. По своим средствам они подразделяются на использующие только корректные приемы и использующие также разнообразные некорректные приемы.

Комбинируя эти, вышеназванные два деления споров, получаем четыре их разновидности, которые принято называть соответственно дискуссией, полемикой, эклектикой и софистикой.

Дискуссия – это спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора.

Полемика – это спор, направленный на победу над противоположной стороной, но использующий только корректные приемы.

Эклектика – это спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого, в том числе и некорректные приемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Регулирование и разрешение конфликтов в условиях правоохранительной деятельности.
Понятие конфликта. Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. История человеческой цивилизации насыщена разного рода кон­фл ...

Основные показатели психологической готовности к школьному
Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность , о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельст ...

Задачи дальнейшего исследования
Учитывая эти данные, можно сделать процесс самореализации студентов факультета ГиМУ эффективнее путём прогнозирования и предупреждения появление определённых, в первую очередь внутренних, трудностей. Этого можно добиться с помощью бесед со специалистами, проведения тренингов по развитию навыков эффективного общения, планирования собстве ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]