Введение
Страница 1

Трудности современной жизни часто влекут за собой расстройство психологического здоровья. Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующаяся отсутствием болезненных психологических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Страх один из видов психологического расстройства.

Под влиянием страха человек становится не уверенным в себе. Детские страхи, если к ним правильно относится, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или же сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной слабости ребёнка.

Для того чтобы воздействовать на ребёнка и помочь ему избавится от страхов, необходимо знать его природу. Страх - это отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Необходимо четко знать какую функцию страх выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть – на это направлено наше исследование.

В конвенции ООН о правах ребёнка говорится: "Государство должно обеспечить здоровое развитие ребёнка как физическое, так и психологическое".

Это направление прослеживается в Конституции РБ и РФ: "Каждый имеет право на охрану здоровья".

Семейным кодексом РФ: "Родители не должны причинять вред физическому и психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию".

Феномен страха изучали многие ученые. З. Фрейд выделил два вида страха: реальный страх, вызванный непосредственно ситуацией опасности; невротический страх.

Исследователи Д. Селли, Г. С. Саливен, говорили о психоаналитической природе страха, где основное место уделяется развитию внутренних психологических инстанций. В.В. Лебединский и А. И. Захаров выдвигали иную теорию, утверждая, что содержание детского страха становится тесно связано с характером межличностных взаимоотношений.

Сегодня о проблеме страхов так же много говорят и пишут, так как исследования показывают, что страх мешает ребёнку успешно учиться и усваивать материал

Исходя из актуальности мы определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические основы возникновения страхов у младших школьников.

Цель исследования: выявить способы диагностики и коррекции детских страхов; смоделировать коррекционно–развивающую программу профилактики детских страхов.

Объект исследования: дети, с нарушениями психологического здоровья.

Предмет исследования: коррекционные методы, направленные на восстановление психологического здоровья.

В качестве гипотезы: выдвинуто предположение о том, что диагностика и способы коррекции страхов будет успешнее:

· если педагог владеет методикой диагностики страхов, способен адаптировать их к конкретной возрастной группе;

· если педагог умеет эффективно подбирать методы коррекции детских страхов и моделировать психокоррекционную программу;

· если в коллективе создаётся положительный микро климат;

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно методическую литературу по теме исследования

2. Определить психолого-педагогическую природу страхов на основе анализа литературы.

3. Выявить эффективные методы и приёмы диагностики страхов у детей.

4. Смоделировать способы коррекции детских страхов.

5. Составить методические рекомендации для учителей начальных классов по профилактики и коррекции страхов.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта по проблеме исследования, моделирование.

Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент, беседа

Новизна исследования: заключается в выявлении взаимосвязи и взаимообусловленности детских страхов и обучения.

Теоретическая значимость исследования: заключается в систематизации знаний по данной проблеме.

Практическая значимость исследования: разработка рекомендаций для учителей начальных классов, моделирование коррекционно – развивающей программы.

Структура: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Первая глава "Психолого-педагогический подход к проблеме страхов и тревожности у младших школьников". Раскрывает понятия страх и тревожность. Выделяет виды и причин страха взрослых людей и детей.

Вторая глава называется "Опытно – экспериментальная". Она содержит описание базы практики, опытно экспериментальной работы и содержание коррекционной программы по устранению детских страхов и тревожности.

Страницы: 1 2


Уровни толерантности
В философии выделяют пять уровней толерантности: цивилизационный, межгосударственный, этнический, социальный и индивидуальный [89]. Толерантность цивилизационная подразумевает ненасилие в контактах различных культурных миров (цивилизаций). Поэтому цивилизационное измерение толерантности, в качестве наиболее общего уровня ее существовани ...

Экспериментальное исследование. Методы и организация экспериментального исследования
Как показал теоретический анализ, система семейных ценностей может меняться в зависимости от «стажа» брака, семьи. Поэтому для исследования системы ценностей супружеской пары нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали 10 супружеских пар. Супруги в возрасте до 40 лет, для всех участников эксперимента брак первый. Продолжит ...

Уровни и функции конфликтов
Конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции (таблица 1 приложений). Ф. Тейлор и М.Вебер видели в конфликтах разрушительные свойства и в своих учениях предлагали меры к «полному» устранению конфликтов из жизни организации. Однако нам известно, что этого не удалось осуществить на практике. Бихевиористская, а затем и ...