ВведениеСтраница 1
Трудности современной жизни часто влекут за собой расстройство психологического здоровья. Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующаяся отсутствием болезненных психологических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Страх один из видов психологического расстройства.
Под влиянием страха человек становится не уверенным в себе. Детские страхи, если к ним правильно относится, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или же сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной слабости ребёнка.
Для того чтобы воздействовать на ребёнка и помочь ему избавится от страхов, необходимо знать его природу. Страх - это отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Необходимо четко знать какую функцию страх выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть – на это направлено наше исследование.
В конвенции ООН о правах ребёнка говорится: "Государство должно обеспечить здоровое развитие ребёнка как физическое, так и психологическое".
Это направление прослеживается в Конституции РБ и РФ: "Каждый имеет право на охрану здоровья".
Семейным кодексом РФ: "Родители не должны причинять вред физическому и психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию".
Феномен страха изучали многие ученые. З. Фрейд выделил два вида страха: реальный страх, вызванный непосредственно ситуацией опасности; невротический страх.
Исследователи Д. Селли, Г. С. Саливен, говорили о психоаналитической природе страха, где основное место уделяется развитию внутренних психологических инстанций. В.В. Лебединский и А. И. Захаров выдвигали иную теорию, утверждая, что содержание детского страха становится тесно связано с характером межличностных взаимоотношений.
Сегодня о проблеме страхов так же много говорят и пишут, так как исследования показывают, что страх мешает ребёнку успешно учиться и усваивать материал
Исходя из актуальности мы определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические основы возникновения страхов у младших школьников.
Цель исследования: выявить способы диагностики и коррекции детских страхов; смоделировать коррекционно–развивающую программу профилактики детских страхов.
Объект исследования: дети, с нарушениями психологического здоровья.
Предмет исследования: коррекционные методы, направленные на восстановление психологического здоровья.
В качестве гипотезы: выдвинуто предположение о том, что диагностика и способы коррекции страхов будет успешнее:
· если педагог владеет методикой диагностики страхов, способен адаптировать их к конкретной возрастной группе;
· если педагог умеет эффективно подбирать методы коррекции детских страхов и моделировать психокоррекционную программу;
· если в коллективе создаётся положительный микро климат;
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно методическую литературу по теме исследования
2. Определить психолого-педагогическую природу страхов на основе анализа литературы.
3. Выявить эффективные методы и приёмы диагностики страхов у детей.
4. Смоделировать способы коррекции детских страхов.
5. Составить методические рекомендации для учителей начальных классов по профилактики и коррекции страхов.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта по проблеме исследования, моделирование.
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент, беседа
Новизна исследования: заключается в выявлении взаимосвязи и взаимообусловленности детских страхов и обучения.
Теоретическая значимость исследования: заключается в систематизации знаний по данной проблеме.
Практическая значимость исследования: разработка рекомендаций для учителей начальных классов, моделирование коррекционно – развивающей программы.
Структура: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Первая глава "Психолого-педагогический подход к проблеме страхов и тревожности у младших школьников". Раскрывает понятия страх и тревожность. Выделяет виды и причин страха взрослых людей и детей.
Вторая глава называется "Опытно – экспериментальная". Она содержит описание базы практики, опытно экспериментальной работы и содержание коррекционной программы по устранению детских страхов и тревожности.
Типы семей
а) по составу поколений:
– однопоколенная
– нуклеарная, (семья, в которой вместе живут мать, отец и дети) — простая
– многопоколенная, или традиционная, (где вместе живут мать, отец, дети и старшее поколение — бабушки и дедушки) — сложная;
б) по составу родителей:
– полная (дети и оба родителя)
– неполная (детей воспитывает один и ...
Интерес как механизм учебной мотивации
Мотивация- это загадка, сюрприз, удивление ученика с целью обеспечения интереса к уроку и развития любознательности. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов для деятельности младшего школьника является интерес, т. е. реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочно ...
Любить ребенка
Когда человек радуется радостью другого, страдает страданием другого, когда он стремится доставить радость другому или уменьшить его страдание - вот это чувство мы и называем любовью. Для матери радость и благополучие ребенка - источник величайшей радости. И наоборот, радость матери - источник положительных эмоций для малыша. Мать, и то ...