Психодиагностические методы исследования

В экспериментальном исследовании использовались следующие психодиагностические методы.

1) тест школьной тревожности Филипса. Предназначен для изучения уровня характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста, позволяет анализировать общее внутреннее эмоциональное состояние школьников, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется ответить однозначно "да" или "нет". Интерпретация тестирования проводится по восьми факторам тревожности, используя ключ.

2) изучение мотивации успеха и боязни неудач. Тест состоит из 20 вопросов, на которые отвечают да/нет. Позволяет определить, на что ориентируется мотивация ребенка: на неудачу (боязнь неудач) или на успех (надежда на успех).

3) методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. Состоит из 20 суждений. Если испытуемый считает что оно верно и соответствует особенностям его поведения, то он ставит "+", если оно неверно – "-". Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения, тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.

4) шкала социально-психологической адаптированности. Разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом модель отношения человека с социальным окружением и с самим собой исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение. Шкала состоит из 101 суждений, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности (в каком-то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление справиться с ними и пр.). Следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятия себя и других, наличие защитных "барьеров" в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся "решение" проблем, т.е. решение их на субъективно психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов).28 высказываний нейтральны. В число последних включена так же контрольная шкала ("шкала лживости"). При чтении высказывания испытуемому нужно подумать насколько оно может быть отнесено к нему: 1-совершенно к нему не относится, 2-не похоже на него, 3 - пожалуй, не похоже на него, 4-не знает, 5-пожалуй, похоже на него, 6-похоже на него, 7-точно про него.

5) исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожа. данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Уровень развития каждого качества, стороны личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точкой которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.


Применение психодиагностики в оценке служащих ОВД России
Итак, мы выяснили, что психодиагностика – это совокупность приемов, позволяющих оценить психику человека. Она позволяет выявить личные качества человека, его психологическое состояние в определенном промежутке времени, а также предрасположенность к определенному роду деятельности. Поэтому не удивительно, что психодиагностика применяется ...

7. К интересам коллектива
4 4,2 4,1 4,1 ...

Предметно-орудийная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем возрасте
Предметная деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Предметы начинаю ...