Психодиагностические методы исследования

В экспериментальном исследовании использовались следующие психодиагностические методы.

1) тест школьной тревожности Филипса. Предназначен для изучения уровня характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста, позволяет анализировать общее внутреннее эмоциональное состояние школьников, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется ответить однозначно "да" или "нет". Интерпретация тестирования проводится по восьми факторам тревожности, используя ключ.

2) изучение мотивации успеха и боязни неудач. Тест состоит из 20 вопросов, на которые отвечают да/нет. Позволяет определить, на что ориентируется мотивация ребенка: на неудачу (боязнь неудач) или на успех (надежда на успех).

3) методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. Состоит из 20 суждений. Если испытуемый считает что оно верно и соответствует особенностям его поведения, то он ставит "+", если оно неверно – "-". Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения, тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.

4) шкала социально-психологической адаптированности. Разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом модель отношения человека с социальным окружением и с самим собой исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение. Шкала состоит из 101 суждений, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности (в каком-то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление справиться с ними и пр.). Следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятия себя и других, наличие защитных "барьеров" в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся "решение" проблем, т.е. решение их на субъективно психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов).28 высказываний нейтральны. В число последних включена так же контрольная шкала ("шкала лживости"). При чтении высказывания испытуемому нужно подумать насколько оно может быть отнесено к нему: 1-совершенно к нему не относится, 2-не похоже на него, 3 - пожалуй, не похоже на него, 4-не знает, 5-пожалуй, похоже на него, 6-похоже на него, 7-точно про него.

5) исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожа. данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Уровень развития каждого качества, стороны личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точкой которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.


Адаптация, понятие и структура
Адаптивная потребность – это такое состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. / «Дополнительное образование», 2003, № 5, с.13-16/ Понятие «адаптация» обозначает «приспособление». Первоначально данное понятие, заимствованное из биологических наук, обознач ...

Понятие целостности человеческой личности
Человеческая личность целостна. Это отражено даже в самом понятии «индивидуум», что в переводе с латинского означает «неделимый». Смысл этого понятия со временем менялся. В процессе антропогенеза человек постепенно утрачивал устойчивые связи с природой, свойственные животным. Оставаясь частью природы и подчиняясь ее законам, он в то же ...

Психологическая структура юридической деятельности
Профессия юриста предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он не занимался, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характер ...