Исследование особенностей самооценки подростков – учащихся 7 класса СШ№115 г.Минска. Методика

Психологические материалы » Роль самооценки в развитии личности школьника » Исследование особенностей самооценки подростков – учащихся 7 класса СШ№115 г.Минска. Методика

Для изучения особенностей самооценки в подростковом возрасте было проведено экспериментальное исследование в 7 "А" классе школы №115 города Минска. Возраст испытуемых - 13 лет. В эксперименте приняли участие 15 учащихся.

Для сбора научных фактов о самооценке была использована методика "Самооценка личности"[8,30]. Факты необходимы были для нахождения количественного выражения уровня самооценки подростков. Испытуемым предлагалось выбрать из перечня черт те, которыми он хотел бы обладать и те, которыми действительно обладает. Таким образом, испытуемый составляет из слов, характеризующих качества личности, два ряда (от 10 до 20 слов в каждом). В первый ряд выписывает слова, которые, по мнению испытуемого, характеризуют положительные черты его идеала. Во второй ряд выписывает те слова, которыми его идеал обладать не должен (условно можно назвать это второе множество "антиидеалом"). Первый ряд слов составит "положительное" множество, второй – "отрицательное" множество. Они будут эталонами. Затем испытуемый должен выбрать из "положительного" и "отрицательного" множеств те черты, которыми он, по его мнению, обладает. Причем он должен ориентироваться не на степень выраженности данной черты, а только на ее присутствие или отсутствие ("да" или "нет").

Для каждого множества подсчитывается количество тех черт, которые выбрал испытуемый, и делится на общее количество слов в соответствующем эталонном ряду. Если коэффициент по положительному множеству близок к единице, то, скорее всего, испытуемый переоценивает себя, некритически относится к себе. Коэффициент по отрицательному множеству, близкий к единице, говорит о недооценке своей личности и о повышенной критичности испытуемого. Коэффициент по положительному множеству, близкий к нулю, указывает на недооценку себя. Коэффициент по отрицательному множеству, близкий к нулю, указывает на повышенную самооценку. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной, средней оценке себя испытуемым: он не переоценивает себя и в то же время достаточно критичен.

Для исследования были собраны также данные об уровне успешности по 10 балльной за третью четверть по трем предметам: русскому языку, белорусскому языку и математике.


Статистические расчеты
Решение выдвинутых задач в начале эксперимента было направлено на проверку сделанных нами предположений о возможной взаимосвязи между результатами по методике типов личности в профессиональной сфере Дж.Холланда, методике типов темперамента Г.Айзенка и по методике типов акцентуаций характера у подростков. Для того, чтобы установить взаи ...

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста (одно из принципиальных положений работы), поэтому книга, безусловно, рассчитана на психологов и педагогов, работающих с дошкольниками. Тем не менее и школьному психологу она будет весьма полезна по нескольким причинам. Во-первых, по уровню развития игровых действий ребен ...

Психологическая характеристика личности. Общественные понятия о личности в ее психологической структуре
Научная психология большую часть своего исторического пути развивалось как функциональная психология, т.е. наука, изучающая психически-познавательный процесс. Но в начале 20 века было признано, что познавательные и иные процессы существуют не сами по себе, а принадлежат конкретной личности. И закономерности их функционирования зависят ...