Исследование особенностей самооценки подростков – учащихся 7 класса СШ№115 г.Минска. Методика

Психологические материалы » Роль самооценки в развитии личности школьника » Исследование особенностей самооценки подростков – учащихся 7 класса СШ№115 г.Минска. Методика

Для изучения особенностей самооценки в подростковом возрасте было проведено экспериментальное исследование в 7 "А" классе школы №115 города Минска. Возраст испытуемых - 13 лет. В эксперименте приняли участие 15 учащихся.

Для сбора научных фактов о самооценке была использована методика "Самооценка личности"[8,30]. Факты необходимы были для нахождения количественного выражения уровня самооценки подростков. Испытуемым предлагалось выбрать из перечня черт те, которыми он хотел бы обладать и те, которыми действительно обладает. Таким образом, испытуемый составляет из слов, характеризующих качества личности, два ряда (от 10 до 20 слов в каждом). В первый ряд выписывает слова, которые, по мнению испытуемого, характеризуют положительные черты его идеала. Во второй ряд выписывает те слова, которыми его идеал обладать не должен (условно можно назвать это второе множество "антиидеалом"). Первый ряд слов составит "положительное" множество, второй – "отрицательное" множество. Они будут эталонами. Затем испытуемый должен выбрать из "положительного" и "отрицательного" множеств те черты, которыми он, по его мнению, обладает. Причем он должен ориентироваться не на степень выраженности данной черты, а только на ее присутствие или отсутствие ("да" или "нет").

Для каждого множества подсчитывается количество тех черт, которые выбрал испытуемый, и делится на общее количество слов в соответствующем эталонном ряду. Если коэффициент по положительному множеству близок к единице, то, скорее всего, испытуемый переоценивает себя, некритически относится к себе. Коэффициент по отрицательному множеству, близкий к единице, говорит о недооценке своей личности и о повышенной критичности испытуемого. Коэффициент по положительному множеству, близкий к нулю, указывает на недооценку себя. Коэффициент по отрицательному множеству, близкий к нулю, указывает на повышенную самооценку. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной, средней оценке себя испытуемым: он не переоценивает себя и в то же время достаточно критичен.

Для исследования были собраны также данные об уровне успешности по 10 балльной за третью четверть по трем предметам: русскому языку, белорусскому языку и математике.


Психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий
Рассмотрим психологические особенности проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий [23, c. 45]. Опрос граждан — беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, сле ...

Исследование восприятия положения предмета в пространстве
Для этой цели может быть использовано довольно много приемов. Например, испытуемому предъявляется лист бумаги с изображением какой-либо .геометрической фигуры или рисунок. Затем на таком же листе бумаги испытуемый должен с возможно большей точностью указать, где и как был расположен предъявлявшийся рисунок или фигура. Если предъявленных ...

Научные истоки культурно-исторической теории. Основные положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского
Как писал ученик школы Л. С .Выготского А.Н.Леонтьев, «альфой и омегой» научного творчества Л. С. Выготского была проблема сознания, открытого им для конкретно-научного изучения. Традиционная психологическая наука, называя себя «психологией сознания», никогда не была ею, так как сознание выступало в ней предметом «непосредственного» (ин ...