Теоретические аспекты диагностики мотивации межличностных отношений в учебной группе. Проблема мотивации межличностных отношений в психологии
Страница 2

Психологические материалы » Диагностика мотивации межличностных отношений в группе » Теоретические аспекты диагностики мотивации межличностных отношений в учебной группе. Проблема мотивации межличностных отношений в психологии

Таким образом, из всего вышесказанного становится очевидно, что мотивы как побудители деятельности, не выступают обособленно, они неизбежно сопровождаются эмоциями, чувствами человека. А так же, что наличие мотива деятельности всегда предполагает и наличие цели деятельности.

Таким образом, под мотивом можно понимать - устойчивую, внутреннюю психологическую причину поведения человека, его поступков [33, с.484]. Соответственно мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющей его направленность, организованность, активность, устойчивость.

В зависимости от значимости, выделяют социальные и узколичные мотивы (П.М. Якобсон). К социальным мотивам относятся долг, ответственность, понимание социальной значимости деятельности; стремление занять определенную позицию - узколичные мотивы так же к узколичным мотивам относится ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком, повышение уровня материального благополучия, повышение культурного уровня и другие [35, с 127].

К. Обуховский так же выделяет защитные мотивы - это мотивы как бы "прикрывают" лежащие в их основе потребности, в которых человеку трудно признаться самому. Проявление защитного мотива имеет место тогда, когда действия не противоречат цели, но связаны с ней только частично [16, с 8-9].

Важно также то какую функцию выполняет тот или иной мотив, так, стимулирующая или побудительная функция мотивов реализуется в две стадии:

а) потенциальная устремленность человека, наличная избирательная тенденция как своеобразный психологический вектор физиологической активности;

б) реализация победившей потенциальной устремленности проявившейся затем в наличии какого-то акта деятельности.

С точки зрения Леонтьева является решающей смыслообразующая функция мотива.

Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры. (В.Г. Асеев, М.И. Бажович, А. Маслоу, Б.И. Дадонов и др.). При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта. Анализ структуры мотивации позволил В.Г. Асееву выделить в ней "отрицательное и положительное основание ее составляющих" В.Г. Асеев выделил функциональную и содержательную сторону мотива [1, с.28].

Существенным для исследования структуры мотивации являются выделенные Б.И. Дадоновым ее четыре структурных компонента:

1) удовольствие от самого процесса деятельности;

2) прямой результат деятельности;

3) вознаграждение за деятельность;

4) избежание санкции, которая грозит в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения [26, с.128].

Большой интерес представляет также "потребностный треугольник" А. Маслоу, в котором с одной стороны выступает социальная, интерактивная зависимости человека, а с другой - его познавательная когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Особенности классификации мотивов А. Маслоу, по мнению Х. Хеккаузена, является:

1) разграничивает не отдельные мотивы, а цели группы;

2) эти группы упорядочены в ценностной иерархии в соответствии с их роли в развитии личности.

При этом, основной идеей А. Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, т.е. прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня [8, с.318].

Х. Мюррей из множества побудителей поведения выделил 4 основных: потребность в достижении; потребность в доминировании; потребность в самостоятельности; потребность в аффиляции.

Таким образом, анализ литературы по проблеме показал, что мотивация межличностных отношений представляет собой сложное структурное образование, которое включает в себя различные виды мотивов и выполняет определенные функции, кроме того существует связь мотивации с направленностью личности.

Страницы: 1 2 


Источники развития и формирования Я – концепции
Из многочисленных источников формирования «Я – концепции» человека, по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека: 1) представление о своем теле (телесное «Я»); 2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представл ...

Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется уче ...

Образ мира как семантическая память
Вопрос о репрезентации человеку мира рассматривался и в исследованиях процессов запоминания и хранения информации, структуры памяти. Так, эпизодической памяти противопоставляется семантическая, понимаемая как некий субъективный тезаурус, которым обладает человек, – организованные знания о вербальных символах, их значениях и отношениях м ...