[an error occurred while processing the directive]

Основные причины социально желательных ответов
Страница 1

Наиболее часто выделяются следующие причины подростковой лжи и склонности к утаиванию:

1) стремление избежать неприятных последствий (наказания, неловкости, стыда);

2) стремление добыть то, чего иным способом не получишь;

3) необходимость защитить от неприятностей кого-то значимого для ребенка;

4) желание добиться похвалы или проявления любви, завоевать признание и интерес со стороны окружающих;

5) стремление возвыситься над окружающими, доказать (испытать) превосходство над тем, в чьих руках власть, а в крайних случаях – выразить свою враждебность к нему;

6) охрана личной жизни, защита своей приватности [23, 271-272].

По отношению к ребенку необходимо проявлять такт и терпение. Если ваши отношения с ребенком построены на взаимном доверии, если ребенок знает, что вы уважаете его права и готовы пойти ему на помощь, то он будет откровенен с вами. В непростой для себя ситуации ребенок обязательно обратиться к вам, потому, что именно вы – родители, проявляете искренний интерес к нему и его проблемам.

Проанализировав основные причины социально желательных ответов, трудно увидеть, что ложь является результатом неблагополучных отношений подростка с окружающим его миром. Конечно, иногда подростки используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства, возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их. Чаще всего ложь – это реакция подростка на травмирующие обстоятельства.

Ложь – это сигнал о том, что у ребенка есть проблемы. Самым эффективным способом борьбы с детской ложью является – стремление создания доверительных отношений в семье, которые должны основываться на взаимном уважении. Профилактические методы борьбы с лживостью [18, 34]:

- задумайтесь о причинах, которые способствуют такому поведению вашего ребенка;

- постарайтесь устранить данные причины, которые побуждают ребенка ко лжи;

- поговорите с ребенком “по душам” (не обвиняйте и не угрожайте);

- старайтесь избежать от агрессивных обвинений в адрес ребенка [16, 88].

Так как в данной ситуации, вы лишь все испортите, и ребенок будет продолжать вам и дальше лгать, он почувствует себя менее уверенно и будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи. Из-за грубого отношения к нему, ребенок почувствует к вам враждебность, а это чувство не способствует установлению доверительных отношений [24, 385].

Ничто не ранит детскую душу, как несправедливость. В такой ситуации именно взрослый должен контролировать весь процесс и держать себя в руках в случае гнева и злобы, никогда не должен срываться на ребенке, и показывать свою ярость по отношению к нему. Воспитайте у ребенка чувство “открытости” по отношению к вам, еще одним из немало важных качеств, которое должно присутствовать у родителя, должен быть: личный пример, родители должны быть честными и открытыми с ребенком, даже в мелочах [24, 386].

Можно выделить следующие мотивы, побуждающие подростков ко лжи:

а) защита себя от наказания, защита права на личную жизнь (избегание наказания, выход из неприятной ситуации);

б) защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство, стремление не причинить боль или разочарование и т.д.);

в) стремление приобрести что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес со стороны окружающих, стремление к власти, озорство, удовольствие и т.д.);

г) стремление унизить другого человека (месть, корысть, зависть, ненависть) [25, 74].

Реагирование на обман. Чтобы подросток не стал злостным врунишкой, важно вовремя обратить на него внимание, попытаться изменить ситуацию, в которой он развивается, а не реагировать на его поведение только наказаниями. Самое эффективное средство борьбы с ложью — это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении [10, 77].

Страницы: 1 2


Психологические основы детских страхов и тревожности
Теория страха в своей основе с вязана с проблемой тревоги. По мнению Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх. Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную реакцию человека или животного, переживание ими реальной или мним ...

Психология управленческого (делового) общения. Понятие делового общения.
Деловое общение – это сложный многоплановый контакт между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах для решения целей и задач. Специфической особенностью этого процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям. Известны «писанные и неписанные» нормы поведения в той или и ...

Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется уче ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]