Основные причины социально
желательных ответовСтраница 1
Наиболее часто выделяются следующие причины подростковой лжи и склонности к утаиванию:
1) стремление избежать неприятных последствий (наказания, неловкости, стыда);
2) стремление добыть то, чего иным способом не получишь;
3) необходимость защитить от неприятностей кого-то значимого для ребенка;
4) желание добиться похвалы или проявления любви, завоевать признание и интерес со стороны окружающих;
5) стремление возвыситься над окружающими, доказать (испытать) превосходство над тем, в чьих руках власть, а в крайних случаях – выразить свою враждебность к нему;
6) охрана личной жизни, защита своей приватности [23, 271-272].
По отношению к ребенку необходимо проявлять такт и терпение. Если ваши отношения с ребенком построены на взаимном доверии, если ребенок знает, что вы уважаете его права и готовы пойти ему на помощь, то он будет откровенен с вами. В непростой для себя ситуации ребенок обязательно обратиться к вам, потому, что именно вы – родители, проявляете искренний интерес к нему и его проблемам.
Проанализировав основные причины социально желательных ответов, трудно увидеть, что ложь является результатом неблагополучных отношений подростка с окружающим его миром. Конечно, иногда подростки используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства, возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их. Чаще всего ложь – это реакция подростка на травмирующие обстоятельства.
Ложь – это сигнал о том, что у ребенка есть проблемы. Самым эффективным способом борьбы с детской ложью является – стремление создания доверительных отношений в семье, которые должны основываться на взаимном уважении. Профилактические методы борьбы с лживостью [18, 34]:
- задумайтесь о причинах, которые способствуют такому поведению вашего ребенка;
- постарайтесь устранить данные причины, которые побуждают ребенка ко лжи;
- поговорите с ребенком “по душам” (не обвиняйте и не угрожайте);
- старайтесь избежать от агрессивных обвинений в адрес ребенка [16, 88].
Так как в данной ситуации, вы лишь все испортите, и ребенок будет продолжать вам и дальше лгать, он почувствует себя менее уверенно и будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи. Из-за грубого отношения к нему, ребенок почувствует к вам враждебность, а это чувство не способствует установлению доверительных отношений [24, 385].
Ничто не ранит детскую душу, как несправедливость. В такой ситуации именно взрослый должен контролировать весь процесс и держать себя в руках в случае гнева и злобы, никогда не должен срываться на ребенке, и показывать свою ярость по отношению к нему. Воспитайте у ребенка чувство “открытости” по отношению к вам, еще одним из немало важных качеств, которое должно присутствовать у родителя, должен быть: личный пример, родители должны быть честными и открытыми с ребенком, даже в мелочах [24, 386].
Можно выделить следующие мотивы, побуждающие подростков ко лжи:
а) защита себя от наказания, защита права на личную жизнь (избегание наказания, выход из неприятной ситуации);
б) защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство, стремление не причинить боль или разочарование и т.д.);
в) стремление приобрести что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес со стороны окружающих, стремление к власти, озорство, удовольствие и т.д.);
г) стремление унизить другого человека (месть, корысть, зависть, ненависть) [25, 74].
Реагирование на обман. Чтобы подросток не стал злостным врунишкой, важно вовремя обратить на него внимание, попытаться изменить ситуацию, в которой он развивается, а не реагировать на его поведение только наказаниями. Самое эффективное средство борьбы с ложью — это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении [10, 77].
Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения
по М.И. Лисиной
Развитие общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет М. И. Лисина представляла как смену нескольких целостных форм общения.
Формой общения является коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется следующими параметрами:
В результате исследований были выделены четыре основные формы общени ...
«Ускоряющийся кризис: предпосылки и развитие»
Генезис интуитивно понятен. Акцентуация, согласно традиционным представлениям, вызывает материалистический онтогенез речи, как и предсказывает теория о бесполезном знании. Самонаблюдение важно просветляет код, что лишний раз подтверждает правоту З. Фрейда. Парадигма доступна.
Стратификация отталкивает комплекс, здесь описывается центра ...
Классификация конфликтов
Физиологический конфликт. То есть партнеры, например, имеют совершенно разные биологические циклы (один – жаворонок, второй - сова), и на фоне этого обязательно возникает конфликтная ситуация. Данный вид конфликта психологи советуют задавить в зародыше, и в самом начале семейной жизни разобраться в особенностях друг друга, и поговорить ...
