Психологическая устойчивость

И.В.Заборская /психолог-консультант/ отмечает*, что не смотря на большой интерес к проблеме психической устойчивости в науке, говорить о ее теоретической разработанности мы не можем. Даже в словарях (психологических, философских, медицинских и др.) определение этого понятия либо не дается, либо рассматривается слишком ограниченно и односторонне. Лишь в некоторых частных исследованиях можно встретить попытки выяснить содержание понятия психической устойчивости. В работах ведущих психологов (Л.С.Выготский, Л.Г.Дикая, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, В.Э.Чудновский и др.) устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, с характером временной перспективы, организацией своей деятельности. В психологическом смысле психическая устойчивость – это поведенческие реакции, которые сменяясь, сопровождают жизнь и деятельность человека в его взаимоотношениях с объектами труда, людьми и др. /В.А.Чудновский/

Ю.Е. Сосновикова доказала, что психическая устойчивость – это относительно устойчивое конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающую степень уравновешивания человека с внешней средой за данный период времени. Психическая устойчивость зависит от отражаемой объективной ситуации и определяется психическим складом человека: это наш психологический стержень, крепость духа, несгибаемость. Исследователи применяют различные термины: «устойчивость к стрессу» (Б.В.Кулагин,1984), «психическая готовность» (1974, М.Н.Рудный), «психическая устойчивость» (М.А.Матова, 1972), «психологическая устойчивость» (1984, И.Н.Грызлова, Е.Н.Евстафьев, В.К.Калин) – общее число больше 20. В работах большинства авторов не представлено обоснование для использования этих терминов и практически не рассматривается их содержание

Но все обращают внимание, что речь идет о способности субъекта успешно противостоять условиям, которые могут отрицательно повлиять на его работоспособность.

В своей работе мы принимаем рассмотрение понятия психологической устойчивости как более полное рассмотрение его в предъявлении Г.С.Никифорова (С-Пб).

Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко они не все оказывают разрушительное воздействие на психику. Не каждая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса приводят к стрессу. Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности. Без сохранения психологической устойчивости реализация физических и духовных потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение от процесса самореализации, невозможно ощущение умственного и социального благополучия.

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.


Физиологические основы восприятия
Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под воздействием предметов внешнего мира и передающиеся по центростремительным нервам в кору мозга. В зависимости от того ...

Когнитивное развитие в дошкольном возрасте
Когнитивное развитие дошкольников (от 6 до 10 лет) Приблизительно в 6 лет дети начинают менять способ мышления и свое представление об окружающем мире. В дошкольном возрасте у детей проходит период эгоцентрического мышления. Эгоцентрическое и магическое мышление Эгоцентрическое мышление – нормальное явление для детей, которые рассмат ...

Образ мира – мировоззрение человека в контексте реалий бытия
Особое место для понимания феномена образа мира для нас занимает концепция развития и бытия личности В.С. Мухиной[33]. Проблема образа мира рассматривается здесь, с одной стороны, при обсуждении развития внутренней позиции личности и ее самосознания, а с другой стороны, при рассмотрении этнических особенностей картины мира. В любом случ ...