Психологическая устойчивость

И.В.Заборская /психолог-консультант/ отмечает*, что не смотря на большой интерес к проблеме психической устойчивости в науке, говорить о ее теоретической разработанности мы не можем. Даже в словарях (психологических, философских, медицинских и др.) определение этого понятия либо не дается, либо рассматривается слишком ограниченно и односторонне. Лишь в некоторых частных исследованиях можно встретить попытки выяснить содержание понятия психической устойчивости. В работах ведущих психологов (Л.С.Выготский, Л.Г.Дикая, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, В.Э.Чудновский и др.) устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, с характером временной перспективы, организацией своей деятельности. В психологическом смысле психическая устойчивость – это поведенческие реакции, которые сменяясь, сопровождают жизнь и деятельность человека в его взаимоотношениях с объектами труда, людьми и др. /В.А.Чудновский/

Ю.Е. Сосновикова доказала, что психическая устойчивость – это относительно устойчивое конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающую степень уравновешивания человека с внешней средой за данный период времени. Психическая устойчивость зависит от отражаемой объективной ситуации и определяется психическим складом человека: это наш психологический стержень, крепость духа, несгибаемость. Исследователи применяют различные термины: «устойчивость к стрессу» (Б.В.Кулагин,1984), «психическая готовность» (1974, М.Н.Рудный), «психическая устойчивость» (М.А.Матова, 1972), «психологическая устойчивость» (1984, И.Н.Грызлова, Е.Н.Евстафьев, В.К.Калин) – общее число больше 20. В работах большинства авторов не представлено обоснование для использования этих терминов и практически не рассматривается их содержание

Но все обращают внимание, что речь идет о способности субъекта успешно противостоять условиям, которые могут отрицательно повлиять на его работоспособность.

В своей работе мы принимаем рассмотрение понятия психологической устойчивости как более полное рассмотрение его в предъявлении Г.С.Никифорова (С-Пб).

Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко они не все оказывают разрушительное воздействие на психику. Не каждая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса приводят к стрессу. Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности. Без сохранения психологической устойчивости реализация физических и духовных потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение от процесса самореализации, невозможно ощущение умственного и социального благополучия.

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.


Теории социального научения
Анализ процесса социализации, факторов, определяющих и направляющих приобретение социального опыта и норм поведения, определил содержание концепций широкого круга ученых. Э. Толмен и Б. Скиннер ставили вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им. Более внимательно обратился к этим проблемам Д.Г. Мид (1863-1931). ...

Истоки человеческой агрессивности
Агрессивность, проявляемая при непосредственном физическом контакте с другим, присуща не только людям. Многочисленные исследования животных, стоящих на различной ступени эволюционного развития как в естественных, так и в лабораторных условиях были посвящены изучению агрессии. Результаты этих исследований имеют важное значение и для изуч ...

Научные истоки культурно-исторической теории. Основные положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского
Как писал ученик школы Л. С .Выготского А.Н.Леонтьев, «альфой и омегой» научного творчества Л. С. Выготского была проблема сознания, открытого им для конкретно-научного изучения. Традиционная психологическая наука, называя себя «психологией сознания», никогда не была ею, так как сознание выступало в ней предметом «непосредственного» (ин ...