ЛичностьСтраница 1
сознание личности:
- вера в разных ее формах и проявлениях (вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели)
- понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения
- достаточно определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.
Отношения личности (в том числе к себе)
- оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом
- философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям
- согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого
- достаточно высокая самооценка
- уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим
Когнитивная сфера :
- понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования
- рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений)
- адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов
- структурированный опыт преодоления трудных ситуаций
Эмоциональная сфера:
- доминирование стеничных позитивных эмоций
- переживание успешности самореализации
- желаемое эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства
Поведенческая (и деятельностная) сфера:
- поведенческая активность
- эффективная волевая регуляция
- использование эффективных способов преодоления трудностей
Коммуникативная сфера:
- открытое общение, принятие других такими, какие они есть (терпимость)
- устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли
- удовлетворяющий статус в группе и социуме
- выраженное чувство общности (в адлеровском смысле)
в этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов. При благоприятном влиянии факторов (положительных полюсах качеств) доминирующее психическое состояние – резистентное, а доминирующее настроение – гармоничное (устойчивое, повышенное, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние – состояние дезадаптации, стрессовое или депрессивное (апатия, уныние или высокое напряжение, тревога и т.д.) и дисгармоничное настроение (неустойчивое, сниженное, тревожное).
Например, если факторы социальной среды поддерживают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению гармоничного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы среды снижают самооценку адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению дисгармоничного настроения и появлению состояния дезадаптированности.
Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение – относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида).
Перечисленные выше основные составляющие психологической устойчивости личности не охватывают весь базис психологической устойчивости. В ее поддержании так или иначе участвуют все сферы личности. На уровне темперамента особенностью, предрасполагающей к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность.
В эмоциональной сфере важны, кроме перечисленных, тревожность, склонность к агрессии, гневливость, гипотимность. Существенное влияние оказывает выраженность волевых качеств: настойчивости, энергичности, умения управлять собой.
Важная составляющая психологической устойчивости – позитивный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности. В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется потребность в групповой принадлежности. Группы с разной степенью успешности выполняют ценностно-ориентационную и защитную функции для большинства людей.
Удовлетворить эту потребность в наибольшей степени способны межпоколенные общности – семья и этнос.
Образ мира как система значений и поле смысла
Понятие «образ мира» в отечественной психологии стало активно обсуждаться А.Н. Леонтьевым, который определил его как сложное многоуровневое образование, обладающее системой значений и полем смысла. «Функция образа: самоотражение мира. Эта функция «вмешательства» природы в самое себя через деятельность субъектов, опосредованную образом п ...
Теоретические основы проблемы особенностей темперамента и акцентуаций
характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Подходы к типологизации личности в профессиональной
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуа ...
Состояние проблемы в современной психолого-педагогической литературе
На данный момент существует достаточно небольшой количество литературы на тему Раннего Детского Аутизма. Еще меньше на тему особенностей развития детей, их проблем в обучении, социальной адаптации, и каких-то рекомендаций родителям и педагогам.
Здесь я приведу список книг, прочитанных мною. И рекомендованных педагогам, родителям, специ ...
