Волевая регуляция поведения и деятельности человека

Психологические материалы » Психология и Педагогика » Волевая регуляция поведения и деятельности человека

Мы ежедневно совершаем много различных действий, все многообразие которых можно свести к 3 группам:

1) действия инстинктивные (безусловно-рефлекторные)

2) действия условно-рефлекторные, приобретенные, привычные, не требующие волевых усилий.

3) Действия сложные, волевые, которые характеризуются наличием цели деятельности, планом их осуществления, борьбой мотивов поведения, наличием трудностей (объективных или субъективных), мобилизация сил на преодоление этих трудностей (волевым усилием).

Воля – это способность человека управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовать свои силы на достижение поставленных целей и на преодоление трудностей, стоящих на пути к ней.

Основными функциями воли являются:

1) функция волеизъявления (инициации)

2) функция выбора при конфликте целей и мотивов поведения

3) функция организации всех психических процессов в единую систему

4) функции контроля совершаемых действий

5) функция торможения наших действий

Любое волевое действие характеризуется 3-мя этапами:

1. на подготовительном этапе идет постановка задачи, осуществляющая выбор способа и средств деятельности и принимается решение. Заканчивается решимостью.

2. основной этап характеризуется исполнением принятого решения, корректировкой программы поведения и проявлением волевых усилий.

3. заключительный этап волевого действия характеризуется анализом и оценкой процесса и результата деятельности. Формируются выводы для последующего поведения в аналогичных ситуациях.

Свобода воли:

1) человек абсолютно свободен

2) детерминирован разными обстоятельствами

3) осознанная необходимость

Для различных волевых действий человек должен обладать различными волевыми качествами:

- целеустремленность

- самообладание

- самостоятельность

- решительность

- инициативность

- настойчивость

- смелость

- храбрость

- дисциплинированность и т.д.


Качество учителя. Оценка эффективности педагогической деятельности
Воспитательная и обучающая деятельность, являясь основным видом профессиональной деятельности педагога, охватывает другие виды педагогической деятельности, такие как методическая, организационно-управленческая. Если предположить, что педагогическая толерантность является профессионально важным качеством, то она должна оказывать влияние ...

Дыхательные упражнения для похудания
Упражнение 1 Из положения стоя, сделайте медленный, глубокий вдох животом через нос на четыре счета, задержите воздух внутри себя на шестнадцать счетов, затем выполните медленный выдох ртом на восемь счетов. Таким образом задержка дыхания должна быть в четыре раза дольше, а выдох в два раза длиннее, чем вдох. Это соотношение должно быт ...

Функции восприятия
1. Реализма. Статическое восприятие реальности. То есть, вся окружающая реальная действительность воспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Окружающая его действительность воспринимается им предельно четко, но статична, Как фотография. 2. Синтеза. Динамическое восприятие окру ...