Волевая регуляция поведения и деятельности человека

Психологические материалы » Психология и Педагогика » Волевая регуляция поведения и деятельности человека

Мы ежедневно совершаем много различных действий, все многообразие которых можно свести к 3 группам:

1) действия инстинктивные (безусловно-рефлекторные)

2) действия условно-рефлекторные, приобретенные, привычные, не требующие волевых усилий.

3) Действия сложные, волевые, которые характеризуются наличием цели деятельности, планом их осуществления, борьбой мотивов поведения, наличием трудностей (объективных или субъективных), мобилизация сил на преодоление этих трудностей (волевым усилием).

Воля – это способность человека управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовать свои силы на достижение поставленных целей и на преодоление трудностей, стоящих на пути к ней.

Основными функциями воли являются:

1) функция волеизъявления (инициации)

2) функция выбора при конфликте целей и мотивов поведения

3) функция организации всех психических процессов в единую систему

4) функции контроля совершаемых действий

5) функция торможения наших действий

Любое волевое действие характеризуется 3-мя этапами:

1. на подготовительном этапе идет постановка задачи, осуществляющая выбор способа и средств деятельности и принимается решение. Заканчивается решимостью.

2. основной этап характеризуется исполнением принятого решения, корректировкой программы поведения и проявлением волевых усилий.

3. заключительный этап волевого действия характеризуется анализом и оценкой процесса и результата деятельности. Формируются выводы для последующего поведения в аналогичных ситуациях.

Свобода воли:

1) человек абсолютно свободен

2) детерминирован разными обстоятельствами

3) осознанная необходимость

Для различных волевых действий человек должен обладать различными волевыми качествами:

- целеустремленность

- самообладание

- самостоятельность

- решительность

- инициативность

- настойчивость

- смелость

- храбрость

- дисциплинированность и т.д.


Психологическое здоровье детей.
Что же такое норма психологического здоровья, на которую следует ориентироваться, работа с детьми? Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик. И если заботой ...

Приложения
Таблица 1. Функции конфликтов Позитивные функции Негативные функции Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте Получение новой информации об оппоненте Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического клим ...

Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения
Одной из важных характеристик учебной деятельности является мотивация. Она влияет не только на познавательную активность и желание учиться, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. «Мотивация учения складывается их ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потр ...