Обзор состояния вопроса о соотношении агрессии, агрессивности и спортивной деятельности
Страница 1

Психологические материалы » Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена » Обзор состояния вопроса о соотношении агрессии, агрессивности и спортивной деятельности

Во многих видах спорта от участника требуется проявление агрессивности в рамках существующих правил и условий деятельности. В некоторых видах спорта проявление агрессивности чередуется с полным отсутствием подобных действий. Таким образом, в спорте, как и в жизни, решение одних проблем требует оптимальной степени агрессивности, решение других возможно без ее проявления.

Некоторые спортсмены не могут сдерживать свою агрессивность в рамках спортивных правил и приемлемых границах, которые диктуются здравым смыслом. В период моей работы над книгой многие спортивные обозреватели в США высказывали свое беспокойство по поводу все увеличивающегося количества драк, возникающих на соревнованиях по баскетболу в ряде студенческих команд. Более того, ухудшение спортивной деятельности наступает при проецировании агрессивности спортсмена на самого себя. В этих случаях спортсмен чрезмерно винит себя, когда у него не все получается так, как хотелось бы.

С агрессивным поведением, полагаю, сталкивались все в той или иной степени. Более, чем уверен, что все хотя бы раз и сами выступали в роли агрессора. Но сейчас хотелось бы поговорить об агрессии в спорте, разумеется, только о той, которая остаётся в юридических рамках [3,62-66].

Интерпретируя одну из трактовок термина, получаем следующее. Спортивная агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее спортивным правилам, способное причинить вред противнику через физический ущерб или психологический дискомфорт. Разным видам спорта присущи разные возможности проявления агрессии. В одних спортсмены разве что могут попытаться надавить на оппонента через выступления в СМИ (шахматы, фигурное катание), в других агрессия - естественный способ победить (множества единоборств). Но в рамках каждого вида спорта, даже в условиях наиболее жёстко ограниченной возможности проявления спортивной агрессии, к ней можно прибегать в большей и в меньшей степени.

Для спортивных мероприятий короткого цикла, когда от старта до вручения наград проходит совсем небольшое время, выражение спортивной агрессии - вопрос конкурентных преимуществ, тактики, формы и физической формы конкретного спортсмена [3,78]. Так, Виталий Кличко раз за разом предпочитает выжидательную позицию в поединках, атакуя и защищаясь преимущественно левым джебом: ему это позволяет и рост, и длина рук (будет интересно посмотреть на него в бою с Валуевым, ведь в этом случае он вынужден быть более агрессивным). Но сейчас больше интересуют спортивные мероприятия длительного цикла: чемпионаты по футболу и хоккею и различные стратегии "управления агрессией" спортсменов. Более 40 лет в США проводятся исследования результатов с 50-х и по наш день.

Недавние подтверждение этой мысли получили специалисты Европейского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, изучающие генетические основы агрессивного поведения. У спортсменов и контрольной группы добровольцев брали венозную кровь с последующим выделением ДНК. Применяя специальные генетические маркеры, ученые исследовали вариации нескольких генов, имеющих отношение к агрессивному поведению человека. Первый интересовавший ученых ген - ген переносчика серотонина (5НТТ).

Роль серотонинового транспортера состоит в удалении этого нейромедиатора из синаптической щели после передачи нервного импульса с одной нервной клетки на другую. Ключевой участок гена 5НТТ бывает "коротким" и "длинным", в зависимости от чего меняется активность данного белка. Исследования показали, что носители двух "длинных" вариантов гена более агрессивны, чем носители двух "коротких", причем последние - более тревожны. В исследуемой выборке спортсменов носителей двух "длинных" генов оказалось больше, чем в контрольной группе. Ученые сделали вывод, что носители "длинных" вариантов гена 5НТТ, по-видимому, более успешны в занятиях спортом, чем носители "коротких". Более того, первые более психо-эмоционально устойчивы, что немаловажно для спортсменов. При этом зоны мозга, связанные с эмоциональностью, у носителей "длинных" и "коротких" генов работают по-разному. Второй интересовавший ученых ген - ген фермента деградации другого нейромедиатора - дофамина. Точечная мутация в этом гене снижает проявления агрессивности. Так что носители двух таких мутантных генов менее агрессивны, чем носители двух нормальных. Они же более тревожны, застенчивы и чувствительны к боли. Исследователи обнаружили, что агрессивность женщин-спортсменов связана с вариациями этого гена [4,215].

Страницы: 1 2


Психолого-педагогическая характеристика процесса обучения . Общее понятие о педагогике, ее структуре и понятиях
Каждое новое поколение людей призвано решить по крайней мере 4 задачи: 1) усвоить опыт предыдущих поколений 2) обогатить и приумножить приобретенный опыт 3) дать жизнь новому поколению людей 4) передать новому поколению людей все то, что усвоено, понято и принято (свои знания). Социально-педагогическая задача. Когда-то в Древней Гр ...

Методика проведения психологической экспертизы
При проведении судебно-психологических экспертиз всегда используется комплекс методов. Судебно-психологическая экспертиза предполагает исследование психики человека, психологических механизмов его поведения. Именно этим обусловлена специфика избираемых методов. В каждом конкретном случае избрание методов исследования зависит от задач эк ...

Предпосылки девиации в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны ра ...