Активация (Возбуждение)

Важнейшей задачей тренера является ответ на вопрос: как эмоционально настроить, возбудить спортсмена или команду перед соревнованием? И действительно, многие дискуссии, посвященные мотивации, касаются того, как мобилизовать спортсмена, чтобы он показал свой оптимальный результат. Обычно задача заключается в том, чтобы создать условия, которые способствовали бы наилучшей деятельности спортсмена - его самым дальним броскам, максимально быстрому бегу или поднятию максимального для него веса, но при этом не допустить перевозбуждения, которое могло бы ухудшить выступление. Большинство психологов рассматривают возбуждение (активацию) как некоторую шкалу показателей, характеризующую различную степень готовности к действию от глубокого сна до состояния крайнего возбуждения. Обзор литературы по психологии показывает, какое внимание уделяется попыткам поддерживать любую человеческую деятельность (как умственную, так и физическую) на нужном уровне интенсивности. Результаты исследований, проведенных спортивными психологами, показывают, как можно во время соревнований повысить интенсивность усилий спортсмена до оптимального уровня. При психологической подготовке спортсмена к максимальному усилию предлагались как научно обоснованные методы, так и методы, основанные на мистических воззрениях. Задача создания условий и "психологической установки" на достижение максимального результата является достаточно трудной. Состояние мобилизации или депрессии можно объяснить целым рядом причин, из которых лишь некоторые доступны для наблюдения. Сам спортсмен может создать соответствующую установку, которая приведет его к перевозбуждению или недостаточной активации. В то же время на его готовность к показу максимальных усилий могут влиять и внешние факторы. Более того, проблема заключается не просто в том, чтобы привести спортсменов в возбужденное состояние перед соревнованием, а в необходимости создать у них оптимальный уровень активации и возбуждения, превышение которого может нарушить выполнение сложно координированных движений или каким-то другим образом затруднить спортивную деятельность. Трудность этой задачи заключается и в том, что спортсмены отличаются по поведенческим признакам, которые характеризуют их физическую и психологическую готовность. Поэтому методы, пригодные для одного спортсмена, могут быть бесполезными для другого. Учитывая эти трудности, в данной главе будут рассмотрены различные аспекты проблемы активации. Сначала читатели познакомятся с обзором основных исследований и методами, которые применяются спортивными психологами во всем мире. Здесь, как и в других разделах книги, нет конкретных формул и рецептов. Вместо этого приводятся принципы, которые тренер, полагаясь на свой интеллект, здравый смысл и интуицию, может применять в работе с конкретными спортсменами, в конкретных ситуациях [20,4].


Когнитивное развитие в подростковом возрасте
Когнитивное развитие включает как накопление знаний, так и развитие компонентов обработки информации. Эти процессы взаимосвязаны. Решение проблем происходит эффективнее, когда у человека имеется большой запас соответствующей информации. У людей, владеющих более эффективными методами хранения и извлечения информации, формируются более по ...

Состояние психологического знания в России в начале XX века
В начале XX столетия психология в России мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими корнями в две главные области научной мысли - в сферу философско-исторического и естественнонаучного знания - она в конце XIX - начале XX веков превращается в самостоятельную научную дисциплину. Этот процесс институционализа ...

Понятие дыхательных психотехник
Дыхательные практики зародились много тысяч лет назад на Востоке: в Индии - Пранаяма, в Китае – Ци-гун, в Средней Азии - суфийские дыхательные практики, в Тибете – дыхательные практики буддизма Ваджраяны. Как правило, они являлись неотъемлемой частью духовных традиций. В ХХ веке восточные духовные традиции начали проникать на Запад. Ув ...