[an error occurred while processing the directive]

Понятие личности и ее психологическая структура.

Психология, изучая человека, называет его по разному: индивид, индивидуальность, субъект, личность. Каждое из этих понятий имеет свое содержание. Термин «индивид» используется, если человек рассматривается как представитель человеческого рода, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип в последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальней шее развитие.

Каждый индивид, человек обладает неповторимыми особенностями, отличающими его от других. Нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей - каждый человек уникален, своеобразен, неповторим в своей индивидуальности. Кстати, индивидуальностью обладают не только люди, но и животные.

Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т.д.), человек подвергается неизбежному воздействию окружающей его социальной среды, в той или иной мере адаптируется к ней, к социальным условием своего бытия. То есть происходит посте­пенный процесс его социализации, формирования его личности. Вот почему считается, что человек не рождается личностью, а ею становится, и о человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личность» - на связь человека с обществом, с социальной средой. Когда индивид

Сознательно и целенаправленно выполняет определенную деятельность, познает и преобразует в процессе этой деятельности окружающий мир, то его называют субъектом.

В психологии нет единого определения личности. Существуют различные подходы к ее характеристики:

• личность - субъект и объект общественных отношений (Г.А. Ковалев)

• субъект деятельности (А.Н. Леонтьев) в дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем (К.К. Платонов)

• совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн)

Именно определение Рубинштейна отражает понимание личности как единого целого (биологического, психического и социального), когда внешние причины, социальный опыт человека, действуют, преломляясь через внутренние условия, его психику, сознание.

Что же является источниками развития личности? В истории психологии существовали различные подходы к решению этого вопроса. Основными являлись биогенетическая теория, согласно которой источники развития человека заложены в нем самом наследственностью, процесс развития происходит спонтанно, а обучение, воспитание, социальная среда могут лишь несколько ускорить или замедлить этот процесс биологического созревания; и ооциологизаторская теория, по которой источники развития человека находятся в окружающих социальных условиях и становление человека происходит под их влиянием.

Обе эти крайние точки зрения на процесс развития чело­века абсолютизируют один из факторов, исключая собственную активность человека. В действительности личность - не просто результат биологического созревания или отпечаток условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого преобразуется и окружающая действительность, и он сам.

Основу личности составляет ее структура - относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Психологи включают разные компоненты в структуру личности. Рассмотрим одну из структур личности - структуру личности К.К. Платонова. Он включает следующие компоненты:

• направленность

• социальный опыт (знание, умение, навыки)

• психические процессы (познавательные, эмоционально-волевые)

• психические свойства (темперамент, характер)

• половые различия

• возрастные особенности.

В личности выделяют следующие сферы: потребностно-мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, индивидуальных особенностей. Изучению познавательной, эмоционально-волевой сфер буду посвящены специальные лекции. В рамках данной темы мы рассмотрим потребностно-мотивационную сферу и сферу индивидуальных особенностей.


Основные результаты исследований по проблеме активации человеческой деятельности
Результаты многочисленных исследований, проведенных в психологических и физиологических лабораториях по проблеме активации человеческой деятельности, имеют практический выход, представляющий интерес для тренеров*. * При изложении материала термины "активация" и "возбуждение" будут использованы как синонимы. Они обоз ...

Показатели
Средние значения оценок А Б С Вся выборка ...

Практический пример проведения судебно-психологической экспертизы
Так, достаточно часто назначается судебно-психологическая экспертиза для определения наличия или отсутствия физиологического аффекта в момент совершения преступления. В уголовном праве используется термин "сильное душевное волнение", вызванное неправомерными или аморальными действиями потерпевшего и считается смягчающим ответс ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]