[an error occurred while processing the directive]

Определение девиантного поведения

Что же такое девиантное поведение? Вот какие формулировки девиантного поведения можно встретить в различных словарях:

Отклоняющееся (девиантное) поведение — действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения. Выражается в несоблюдении требований социальной нормы, выборе иного варианта поведения и ведет к нарушению меры взаимодействия личности и общества, группы и общества, личности и группы. Наиболее опасная форма О. п. выражается в преступности.

Девиантное поведение (в клинической психологии) (от англ. deviation — отклонение) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим, эстетическим) и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Д. п. может развиваться как по психологическим, так и по психопатологическим механизмам. Выделяются социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный и феноменологический подходы к оценке Д. п. Социальный базируется на представлении об общественной опасности поведения человека, акцент поставлен на выявлении социально неодобряемых стандартов поведения, конфликтности, нонконформизме. Психологический подход рассматривает Д. п. в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Сутью диагностики Д. п. становятся факты блокирования личностного роста и "деградации личности". В рамках психиатрического подхода Д. п. расценивается в качестве донозологических психических расстройств. Под девиациями при этом понимаются не достигшие патологической выраженности психопатологические и поведенческие симптомы или синдромы. Этнокультуральный подход подразумевает, что девиации следует рассматривать сквозь призму этнокультуральных стереотипов поведения. Существенным признается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных особенностей человека. Возрастной подход рассматривает Д. п. с позиции возрастных особенностей и норм. Поведение, несоответствующее возрастным шаблонам и традициям, признаются отклоняющимся. Гендерный подход исходит из представления о существовании традиционных полоролевых стереотипов поведения. Девиантным поведением в рамках данного подхода считается гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля. Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. Научно обоснованным следует признать феноменологический подход, позволяющий учитывать комплекс перечисленных факторов и подходов и использующий феноменологическую психолого-психиатрическую диагностическую парадигму.

Выделяются следующие типы Д. п., различающиеся механизмами формирования: делинквентный, аддиктивный, патохарактерологический, психопатологический. Девиантным может выглядеть поведение людей, чья одаренность существенно отличает их от окружающих. Делинквентный тип характеризуется осознанным противостоянием личности существующей реальности и проявляющийся в противоправном поведении в виде совершения преступлений и проступков, что делает его предметом изучения в социальной психологии. Аддиктивный проявляется в стремлении ухода от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или фиксацией внимания на отдельных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций. Преобладающей является гедонистическая мотивация поведения. Патохарактерологический и психопатологический типы Д. п. базируются на поведенческих и психических расстройствах и являются отражением "болезненного противостояния" личности и реальности, искаженно воспринимаемой в связи с психической патологией. Тип Д. п. на базе гиперспособностей нередко характеризуется игнорированием реальности.

Д. п. проявляется в агрессивной или аутоагрессивной форме, в виде зависимости от психоактивных веществ, нарушений пищевого поведения, сексуальных нарушений, сверхценных психологических и психопатологических увлечений (в частности в настоящее время в форме интернет-зависимости, фанатизме, др.), коммуникативных девиаций (например, аутистическом поведении), безнравственном и аморальном поведении, девиациях стиля поведения. В. Д. Менделевич

Таким образом, девиантное поведение подростков включает все механизмы его формирования, особенно делинквентный и аддиктивный типы. К делинквентному типу можно отнести, например, как битье стекол, драки, вандализм. К аддиктивному типу можно отнести подростковый алкоголизм, наркоманию и табакокурение.


Копинг как метод личностного реагирования
Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) - это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Впервые термин появился в психологической литературе в ...

Специфика развития в младенчестве
младенчество – срок, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в подвижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается хватать предмет, а далее и манипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ...

Специфика психического развития ребенка
(страницы 26 – 28) Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пре ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]