[an error occurred while processing the directive]

Общая характеристика семьи
Страница 1

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.

По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.

Современные ученые рассматривают семью как исторически конкретную сложную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, другими родственниками или близкими и необходимыми супругам людьми, давая ей следующие определения:

– семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

– семья – это объединение лиц, основанное на браке, кровно-родственных отношениях, усыновлении и других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

1) социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;

2) хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение домашнего бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;

3) правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;

4) нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;

5) психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;

6) педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;

7) эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Характеристики семьи

Характеристики, определяющие общий план семьи:

– функции семьи,

– функции родителей,

– типы семей.

Педагогические установки родителей:

– стили семейного воспитания,

– типы родительского отношения,

– стили родительского поведения,

– типы отцов и матерей,

– ошибки родителей в воспитании.

Личность родителя и ее влияние на личность ребенка:

Ученые определяют функции семьи

– как сферу жизнедеятельности семьи, непосредственно связанную с удовлетворением потребностей ее членов

– как направленную деятельность семейного коллектива или отдельных его членов, выражающую социальную роль и сущность семьи.

В книгах и пособиях по семейному воспитанию даются различные названия функций семьи, однако сущность их в принципе не меняется. Кроме того, доказано, что на определенных этапах жизни семьи значимость тех или иных функций неоднозначна и выполняют их разные члены семьи.

Традиционно выделяются следующие функции:

1) воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества;

2) хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. п.), содействует сохранению их здоровья;

Страницы: 1 2


Становление понятия деятельности в истории научной школы Л.С. Выготского.
1. Прежде всего следует иметь в виду, что Л.С. Выготского отличало четкое марксистское историко-социологическое понимание деятельности и ее роли в общественно-историческом развитии человека. Это понимание сложилось у него еще до разработки культурно-исторической теории и выразилось, в частности, в его подходе к социогенезу психических ф ...

«Чувство как бессознательное»
Чувство иллюстрирует интеракционизм, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Сновидение, в первом приближении, мгновенно представляет собой когнитивный эгоцентризм, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Коллективное бессознательное ...

Введение.
В современной школе, проблема психологического синдрома, в частности школьной тревожности, особенно актуальна, т.к. в связи с индивидуальным личностно-ориентированным подходом к учащимся повышаются интеллектуальные нагрузки, что способствует увеличению детей, находящихся в «зоне повышенного риска». Это может привести к отклонениям в пс ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]