Методики исследования личности. ТАТ (Тематический апперцептивный тест)

Психологические материалы » Психологические методы исследования личности » Методики исследования личности. ТАТ (Тематический апперцептивный тест)

Относится к числу так называемых прожективных методик, применяемых для исследования свойств и особенностей личности. Испытуемому предъявляется ряд картин (от 6 до 30) с неопределенным сюжетом и ставится задача—в свободном рассказе изложить, что происходит в изображенной ситуации, что предшествовало ее возникновению, каково будет ее дальнейшее развитие, что чувствуют действующие лица, о чем они думают. Как и все прожективные методики, ТАТ не предполагает получения от испытуемого строго регламентированного ответа, который мог бы считаться правильным или неправильным. Испытуемому предоставляется большая свобода в построении рассказа. Благодаря этому в рассказе испытуемого, как считают создатели теста, проявляется в скрытом виде целый ряд его личностных особенностей. Для анализа полученного материала используются такие категории, как «уходы», «позиция персонажей», «солидаризация», «отступления от сюжетной линии», «ошибки восприятия», «количество деталей», «общее время рассказа». Наличие в рассказе испытуемого признаков, относящихся к каждой из указанных категорий, свидетельствует, по мнению авторов методики, об имеющихся у испытуемого свойствах личности. Например, если испытуемый в рассказе ставит себя как бы вне ситуации, в положение стороннего наблюдателя, одинаково относящегося ко всем возможным исходам действий персонажей картины, эти признаки рассказа соответствуют категории «позиция персонажей» и указывают на созерцательную позицию испытуемого, «отступления от сюжетной линии» в сторону воспоминаний о случаях из собственной жизни, собственных поступках свидетельствуют об эгоцентричности испытуемого и т. д.


Теоретический анализ механизмов психологических защит. Психологическая защита и вопросы адаптации
Одной из наиболее важных областей современной деятельности психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей других специальностей является диагностика, квалификация и коррекция пограничных нервно-психических и психосоматических нарушений, состояний психической дезадаптации и социально-стрессовых расстройств, а также саморазрушающего пове ...

Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением
Тема конструктивного мышления является практически не исследованной в современной науке. Поэтому точного определения понятия пока не существует. А значит для этого необходимо разобрать суть его основных составляющих: мышления и конструктивной деятельности. "Мышление - есть ассоциация". И.П. Павлов. Мышление (thinking) - множ ...

Кондуктивная методика А. Пето.
Андрас Пето был организатором и первым директором реабилитационного центра в Будапеште. Он создал систему кондуктивного (управляемого) обучения. Целью работы признается подготовка к самостоятельной жизни. Лечебное, психолого – педагогическое и социальное воздействие объединены. Всю работу выполняют специалисты – дирижеры или кондуктор ...