[an error occurred while processing the directive]

Цель и целеобразование в психологии
Страница 1

Понятие цель становится одним из центральных понятий лишь той психологической науки, которая рассматривает сознательную деятельность человека в качестве основного объекта изучения, что характерно для отечественной психологической науки.

Природа целенаправленного действия длительное время была предметом размышления философов. Борьба механицизма и идеализма, фатализма и волюнтаризма образуют историю философских учений о природе сознательной деятельности человека.

Марксизм впервые позволил преодолеть ложную альтернативу фатализма и волюнтаризма и заложил методологические основы для конкретного психологического изучения целенаправленных сознательных действий человека.

Однако в зарубежной психологии механистические тенденции остаются весьма значительными и имеют разные формы своего проявления. Во-первых имели место попытки вообще объявить категорию «цель» ненаучной. Такую позицию отстаивал американский психолог Б. Скиннер (1971). Он описывал поведение человека в терминах «стимул», «реакция», «подкрепление». При этом подходе поведение теряет свойство целенаправленности. Во-вторых, понятие «цель» иногда используется лишь в рамках натуралистического подхода к поведению человека, как это имеет место в теории «целевого бихевиоризма» Э. Толмена (1932), называющего целью любой полезный результат, ради достижения которого развертывается поведение. В-третьих термин «цель» используется для обозначения конечной ситуации, заданной формальным описанием в технических системах.

Таким образом, необходимо четко дифференцировать троякое использование термина «цель»:

· осознанный образ будущих результатов;

· предвосхищение будущих полезных для организма результатов;

· формальное описание конечных ситуаций, задаваемых любой системе.

Таким образом, один из путей разработки целеобразования заключается в синтезе знаний, накопленных в различных разделах психологической науки.

Например, А.Н. Леонтьев (1975) в своей книге «Деятельность. Сознание. Личность» высказал мнение о том, что зачатки психологии творчества менее всего вскрыты психологическим анализом действия. Ключ к пониманию психологии творчества лежит, по мнению исследователей в понимании творческой природы действия. Попытка систематизировать основные характеристики действия, значимые в контексте проблемы «цели» и «целеобразования» привела к следующим результатам:

Продуктивность (результативность) действия. Действие вносит изменение в предмет, порождает новые предметы. Предметность означает не только использование предметов в качестве объектов, но и преобразование их в создании новых предметов. Прямыми результатами действий могут быть создание новых материальных предметов (например, орудий труда), получение знаний, изменение функционального состояния, воздействие на другого человека, воздействие на самого себя.

Целенаправленность действия. Реальному преобразованию предмета, достижению некоторого результата предшествует сознательный образ этого результата, то есть цель.

Соотношение цели и результатов. Предвосхищаемый результат необязательно достигается, поэтому действия классифицируются на успешные и не успешные. В успешном действии имеет место процесс порождения результатов, не входивших в поставленную и реализованную цель, результат действия всегда содержит новое по отношению к цели. Необходимо дифференцировать по крайней мере три вида новых результатов: реализованная цель, побочный продукт целенаправленного действия, результаты непроизвольной активности (например, изменение позы как результат непроизвольного движения организма). Предвосхищаемые побочные результаты могут иметь разную временную локализацию: близкие и отдаленные.

Характеристики психического отражения будущих результатов. Чаще всего цель описывают как представление будущего результата. Однако представление не является единственной формой психического отражения будущего результата. При выполнении таких действий, как копирование предмета, изображение, повторение показанного движения, будущий результат представлен на уровне перцептивного образа. Часто будущий результат выступает в форме словесного описания, в речевых значениях (понятиях разной степени конкретности или абстрактности).

Психическое отражение будущих результатов характеризуется разной степенью ясности. Это относится и к перцептивным образам, и представлениям, и понятиям. При неоднозначности словесного описания цели необходимо различать значение цели, то есть то конкретное значение, которое выбирает сам испытуемый из множества возможных значений.

Результат действия предвосхищается разной степенью определенности. Цели поисковых проб ( «посмотрим, что получится .») часто относятся к классу неопределенных предвосхищений.

Связь цели с мотивами. Осознание мотива может иметь двоякие следствия: возникновение мотивов-целей, направленность деятельности при этом не меняется; возникновение целей - «антимотивов». Активность субъекта направлена здесь на нейтрализацию или подавление действия осознанного мотива. В этом случае возникают новые мотивы или происходит изменение в иерархии мотивов. Именно иерархические отношения в потребностно-мотивационной сфере создают возможность появления целей направленных против актуальных потребностей.

Страницы: 1 2


«Репрезентативная система как предсознательное»
Сублимация, согласно традиционным представлениям, зеркально представляет собой конвергентный контраст в силу которого смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Здесь автор сталкивает два таких достаточно далёких друг от друга явления как поведенческая терапия спонтанно просветляе ...

Неврастения
Довольно часто наблюдается в детском возрасте. Она проявляется в резкой возбудимости и вместе с тем быстрой истощаемости. Недаром эту болезнь называют «раздражительная слабость». Типичные жалобы – тяжесть в голове, резь в глазах при чтении и письме, головные боли, головокружение. Дети подавлены, тоскливы, легко и быстро устают, не справ ...

Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте учебная Деятельность становится ведущей. Компоненты учебной Деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка. Мотивация – учебно-познавательная, потребность в саморазвитии (по Эльконину). Мотивационная сфера (Леонтьев). Развиваются разнообразные социальные мотивы. Главный мотив уч ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]