Роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования
Страница 2

Психологические материалы » Функционирование эмоций в процессе целеобразования » Роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования

2. «критерии достижения» - можно ли и как использовать (преодолеть или избегнуть) это нечто ( «субъективная вероятность успеха или неуспеха» - по К. Левину и Д. Аткинсону, «субъективная вероятность удовлетворения потребности» - По П.В. Симонову).

«Информационная» теория эмоций П.В. Симонова (1981) хорошо известна и распространена как в России, так и за рубежом. Эмоции рассматриваются в этой теории как «специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность её удовлетворения в данный момент». Последний показатель выражается в «формуле эмоций» через разность субъективно потребной и наличной информации. В попытке создать общий закон порождения эмоций, что привело к снятию специфики развития человеческих потребностей, В. П. Симонов вынужден предположить наличие врождённых духовных потребностей («инстинкт любопытства», «рефлекс свободы» и так далее), которые названы информационным потребностями, что, естественно, не приближает нас к пониманию их генезиса и механизма. В этом плане значительный интерес представляют исследования Л.И. Божович (1968). процесса формирования познавательной потребности, которые подтверждают основные положения А.Н. Леонтьева. Считается, что впервые процесс целеобразования вошёл в контекст психологических исследований мотивационной сферы человека в школе Курта Левина, в частности в работе Ф. Хоппе. В целях раскрытия структуры процесса целеобразования необходимо прежде всего раскрыть субъективный полюс полюс деятельности, её личностный смысл. Чтобы выделить аспект личностного смысла деятельности был введён рабочий термин «деятельностный смысловой регулятор». Этим термином обозначают относительно автономное регуляторное звено, релевантное и «прижизненное» конкретной деятельности.

Как в зарубежной так и в советской психологии доминирует точка зрения, согласно которой эмоции рассматриваются лишь как эпизодический элемент системы регуляции деятельности, включающийся в силу повышенной мотивации, конфликта и так далее. Если допустить такую традиционную трактовку, то непонятным становится механизм обеспечения избирательности психической деятельности, её субъектности.

Таким образом, именно благодаря эмоциям смысловой регулятор приобретает «гражданство» в деятельности. Подчёркивается не только центральное положение эмоций и их двойственная функция, но и системность, неотъемлемость звена эмоциональной регуляции. Эмоциональные процессы как внутренние сигналы выступают конкретным «механизмом» общей регуляции деятельности, включая и её ведущий процесс — целеобразование.

Даже такое чрезвычайно упрощённое и схематическое представление процесса целеобразования указывает на значительную сложность и противоречивость этого процесса.

Страницы: 1 2 


Механизмы целеобразования
О.К. Тихомиров (1977) выделил следующие механизмы целеобразования: преобразование побочного результата действия в цель на основе его осознания и связывания с мотивом; превращение неосознанных предвосхищений в цель на стадии подготовки практического действия; смена (переформулирование) целей при недостижении первоначального предвосхищ ...

Особенности формирования ценностных ориентаций
Ценностные основы начинают складываться еще в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте. Определим сначала их содержание. Ценности обычно понимаются двояко: во-первых, как атрибут, как ценность чего-то, а во-вторых, как объект или предмет, т.е. как нечто, ценное ...

Понятие агрессии
Достижение спортивной цели связано с риском, дефицитом времени. Борьба за результат всегда эмоционально окрашена и является причиной таких эмоций как гнев. Гнев в комбинации с эмоциями отвращения и презрения составляют главный компонент враждебности, которая в свою очередь складывается из эмоций, чувств и аффективно-когнитивной направле ...