Роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования
Страница 1

Психологические материалы » Функционирование эмоций в процессе целеобразования » Роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования

С самого начала экспериментальных исследований целеполагания наметилось несколько основных подходов, различие между которыми не исчерпывалось методологией, но восходило к исходным теоретическим посылкам.

Наиболее распространена в настоящее время система О.К. Тихомирова (1977), делающая упор на исследование процессов целеобразования.

О.К. Тихомиров (1977) и его соавторы проводили экспериментальные исследования эмоциональной активации в структуре мыслительной деятельности человека. Конкретно ими решались следующие исследовательские задачи:

Раскрыть роль эмоций в формировании общего замысла решения;

Проследить процесс эмоционального развития элементов ситуации и действий с этими элементами;

Установить роль эмоциональных механизмов в переходе от неопознания к опознанию объективно значимых действий;

Проследить взаимосвязь вербальных и эмоциональных оценок;

Установить степень совпадения субъективной и объективной шкал ценностных характеристик.

После проведённых исследований были сделаны следующие выводы:

Эмоциональное закрепление определённого элемента ситуации приводит к применению его субъективной значимости в ценностных шкалах испытуемых, вследствие чего наблюдается предпочтение этого элемента в дальнейшей деятельности.

Возвращение испытуемых к действиям с эмоционально закреплённым элементом ситуации наблюдалось так же в тех случаях, когда эти действия получали от них отрицательную вербально-логическую оценку.

Перенос элемента, эмоционально закреплённого в предваряющей задаче, на основную задачу осуществлялся испытуемыми на неосозноваемом уровне.

Процесс целеобразования подчиняется действиям с эмоционально закреплённым элементом.

Для понимания механизмов целеобразования важно учитывать влияние аффективных следов на процесс поиска решения субъективно сложных мыслительных задач.

Необходимо также отметить, что существует закономерная связь эмоциональных процессов с компонентами мыслительной деятельности во всех звеньях её осуществления. Это относится и к наиболее важному звену целеобразования, то есть к формированию смысла конечной цели и смысла промежуточной цели. Такая же связь прослеживается и при реализации подцелей, невербализованных замыслов и гипотез. Наблюдается так же постоянная связь эмоций успеха-неуспеха с положительными результатами попыток достижения конечной цели, то есть в звене получения промежуточных результатов мыслительной деятельности.

Формирование смысла конечной цели проходит ряд этапов конкретизации. На каждом из них смысл конечной цели представлен своим более определённым содержанием и эмоциональной составляющей. Периоды развития смысла ситуации заканчивается формированием вербализованного смысла ситуации, имеющего определённое содержание и эмоциональную составляющую.

Процесс формирования смысла конечной цели заканчивается только тогда, когда испытуемый принимает определенный смысл. Немалую роль в этом заключительном акте «принятия» смысла цели опять-таки выполняют эмоции, поскольку именно они сигнализируют соответствие принятого смысла конечной цели личностным образованиям субъекта и прежде всего его мотивам. Вслед за «принятием» смысла конечной цели испытуемый приступает к решению задачи, данной в определённых условиях, а как цели, самостоятельно поставленной в конкретных и уже достаточно проанализированных условиях.

Значительный интерес исследователей к эмоциональной сфере человека резко контрастирует с реальными результатами, достигнутыми в изучении этой сферы. Принципиальный критический анализ различных форм редукционизма в психологии представлен в работе А.Н. Леонтьева (1975), поэтому исследователи ограничиваются анализом эмоциональных процессов, их места в процессе целеобразования и психической деятельности в целом. Под эмоциональным процессом понимают переживание в узком, специфическом смысле слова, которое формируется по мере того, как индивид становится личностью.

В качестве критериев процесса оценки «эмоциогенного» предметного содержания, как правило, используются:

1. гедонистические и целевые критерии — как нечто воздействующее относится к удовлетворению актуальной потребности, к достижению ситуативной цели, к личности в целом ( «валентность» по Д. Аткинсону, «сила потребности» - по П.В. Симонову);

Страницы: 1 2


Трансакционный анализ Э.Берна. Структурный анализ.
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотношения с определенным состоянием его ...

Период классической греческой психологии
Формула Гераклита "познай самого себя" означала у Сократа обращение не к вселенскому закону (Логосу) , а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Сократ был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покр ...

Семья как источник психического здоровья ребенка.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответ ...