Основные характеристики внимания
Страница 2

Внимание » Основные характеристики внимания

шестая – это состояния внимательности-невнимательности;

седьмая – это внимательность как операционально-деловое свойство личности;

восьмая – это внимательность как нравственно-психологическое свойство личности.

Свойства внимания:

1) Избирательность (или предметность, складывающаяся от интересов в данный момент времени);

2) сосредоточенность (степень концентрации);

3) устойчивость (длительное сосредоточение внимания на объекте);

4) объем (количество объектов, которые могут быть охвачены сознанием одновременно);

5) распределение (возможность удерживать внимание на нескольких объектах);

6) переключение (перенос внимания, сознания с одного объекта на другой).

Общий тонус нервной системы и психики зависит от ретикулярной формации ствола мозга. Именно она ответственна за сон-бодроствование и соответственно, эффективность работы внимания. При более бодром состоянии человека естественно внимание, если на него не влияют некоторые факторы, должно быть более эффективным, чем скажем у утомленного или больного человека.

Важнейшую роль в нервно-психических регуляторных процессах играют высшие центры вегетативной нервной системы — симпатической и парасимпатической.

Высшим регуляторным центром организма является кора больших полушарий головного мозга, все ее отделы в их иерархических взаимоотношениях, продиктованных фило- и онтогенезом. Конкретные механизмы внимания в форме мозаики возбуждения и торможения в элементах коры открыл И. П. Павлов.

Развитее внимания. – Может иметь в своем значении два вида – то есть характеризоваться пассивным и непроизвольным, или так же, активным и произвольным. Данные виды определяются различными стадиями душевного развития. Они различаются по своей сложности, как более ранняя и поздняя формы и показывают нам один и тот же тип сознания, но в различные периоды нашего духовного роста.

Первичное внимание – представляет самую раннюю стадию развития внимания. Нервная система сильно возбуждена интенсивными возбудителями – всякий организм, который стоит на достаточно высоком уровне развития, чтобы иметь сознание, составленное отчасти из представлений, процессов памяти и воображения, будет сильно возбуждаться возбудителями, которые согласуются с этими представлениями. Именно такими возбудителями, для которых путь к нервной системе лежит открытым, являются – новизна, внезапность и движение. Возбудители этого рода имеют особенное биологическое значение: так как новое, внезапное и двигающееся, вероятно, являются источниками опасности, и живое существо, которое не обращало бы на них внимания, скоро должно было бы погибнуть.

Вторичное внимание – неизбежный результат сложности нервного организма. Пример: животное, снабженное двумя органами чувств — глазом и ухом. Далее, предположим, что это животное подвергается раздражению со стороны двух различных возбудителей в один и тот же момент: раздражению яркого света спереди и громкого звука сбоку. Оно не в силах пренебрегать ни одним из них. Поэтому оно обратит внимание сначала на тот возбудитель, который обладает большей способностью привлекать к себе внимание, но как только оно ясно восприняло этот возбудитель, оно тотчас же обратит внимание на другой. Таким образом, свет и звук будут чередоваться в фокусе сознания, получится быстрая смена первичных вниманий.

Теперь возьмем случай сознания, который ближе к сознанию человека. Предположим, что студент находится в библиотеке и ищет нужный ему материал для контрольной, которую ему нужно сдать через два дня, вдруг в это же время он слышит пожарную тревогу на улице. Оба представления – представление скорой сдаче контрольной и представление о пожаре в результате вступят в конфликт. Одна часть коры головного мозга направлена на работу, и это направление будет усиливается большим числом ассоциативных возбуждений — нервными процессами, соответствующими представлениям о последствиях провала и т. д. Другая часть коры головного мозга занята пожаром: это направление, равным образом, поддерживается нервными процессами, соответствующими представлениям о движении на свежем воздухе, о возбуждающей картине, а возможности спасти кого-нибудь и т. д. Этот спор двух направлений может продолжаться некоторый небольшой промежуток времени, его действия могут проявляться еще и некоторое время после того, как был произведен выбор. И пока имеется хоть какой-нибудь след от этого конфликта, наше внимание будет вторичным вниманием.

Страницы: 1 2 3


Введение.
Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. ...

Исследование восприятия положения предмета в пространстве
Для этой цели может быть использовано довольно много приемов. Например, испытуемому предъявляется лист бумаги с изображением какой-либо .геометрической фигуры или рисунок. Затем на таком же листе бумаги испытуемый должен с возможно большей точностью указать, где и как был расположен предъявлявшийся рисунок или фигура. Если предъявленных ...

Типы темперамента
Учитывая все перечисленные свойства, Е.И.Рогов со ссылкой на Я.Стреляу дает следующие характеристики основных классических типов темперамента, которые по ходу рассмотрения будут сопоставляться с другими литературными источниками. САНГВИНИК (по Рогову). Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него ур ...