[an error occurred while processing the directive]

Основные характеристики внимания
Страница 2

Внимание » Основные характеристики внимания

шестая – это состояния внимательности-невнимательности;

седьмая – это внимательность как операционально-деловое свойство личности;

восьмая – это внимательность как нравственно-психологическое свойство личности.

Свойства внимания:

1) Избирательность (или предметность, складывающаяся от интересов в данный момент времени);

2) сосредоточенность (степень концентрации);

3) устойчивость (длительное сосредоточение внимания на объекте);

4) объем (количество объектов, которые могут быть охвачены сознанием одновременно);

5) распределение (возможность удерживать внимание на нескольких объектах);

6) переключение (перенос внимания, сознания с одного объекта на другой).

Общий тонус нервной системы и психики зависит от ретикулярной формации ствола мозга. Именно она ответственна за сон-бодроствование и соответственно, эффективность работы внимания. При более бодром состоянии человека естественно внимание, если на него не влияют некоторые факторы, должно быть более эффективным, чем скажем у утомленного или больного человека.

Важнейшую роль в нервно-психических регуляторных процессах играют высшие центры вегетативной нервной системы — симпатической и парасимпатической.

Высшим регуляторным центром организма является кора больших полушарий головного мозга, все ее отделы в их иерархических взаимоотношениях, продиктованных фило- и онтогенезом. Конкретные механизмы внимания в форме мозаики возбуждения и торможения в элементах коры открыл И. П. Павлов.

Развитее внимания. – Может иметь в своем значении два вида – то есть характеризоваться пассивным и непроизвольным, или так же, активным и произвольным. Данные виды определяются различными стадиями душевного развития. Они различаются по своей сложности, как более ранняя и поздняя формы и показывают нам один и тот же тип сознания, но в различные периоды нашего духовного роста.

Первичное внимание – представляет самую раннюю стадию развития внимания. Нервная система сильно возбуждена интенсивными возбудителями – всякий организм, который стоит на достаточно высоком уровне развития, чтобы иметь сознание, составленное отчасти из представлений, процессов памяти и воображения, будет сильно возбуждаться возбудителями, которые согласуются с этими представлениями. Именно такими возбудителями, для которых путь к нервной системе лежит открытым, являются – новизна, внезапность и движение. Возбудители этого рода имеют особенное биологическое значение: так как новое, внезапное и двигающееся, вероятно, являются источниками опасности, и живое существо, которое не обращало бы на них внимания, скоро должно было бы погибнуть.

Вторичное внимание – неизбежный результат сложности нервного организма. Пример: животное, снабженное двумя органами чувств — глазом и ухом. Далее, предположим, что это животное подвергается раздражению со стороны двух различных возбудителей в один и тот же момент: раздражению яркого света спереди и громкого звука сбоку. Оно не в силах пренебрегать ни одним из них. Поэтому оно обратит внимание сначала на тот возбудитель, который обладает большей способностью привлекать к себе внимание, но как только оно ясно восприняло этот возбудитель, оно тотчас же обратит внимание на другой. Таким образом, свет и звук будут чередоваться в фокусе сознания, получится быстрая смена первичных вниманий.

Теперь возьмем случай сознания, который ближе к сознанию человека. Предположим, что студент находится в библиотеке и ищет нужный ему материал для контрольной, которую ему нужно сдать через два дня, вдруг в это же время он слышит пожарную тревогу на улице. Оба представления – представление скорой сдаче контрольной и представление о пожаре в результате вступят в конфликт. Одна часть коры головного мозга направлена на работу, и это направление будет усиливается большим числом ассоциативных возбуждений — нервными процессами, соответствующими представлениям о последствиях провала и т. д. Другая часть коры головного мозга занята пожаром: это направление, равным образом, поддерживается нервными процессами, соответствующими представлениям о движении на свежем воздухе, о возбуждающей картине, а возможности спасти кого-нибудь и т. д. Этот спор двух направлений может продолжаться некоторый небольшой промежуток времени, его действия могут проявляться еще и некоторое время после того, как был произведен выбор. И пока имеется хоть какой-нибудь след от этого конфликта, наше внимание будет вторичным вниманием.

Страницы: 1 2 3


Понятие и типы девиации. Социальные нормы и ценности
Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, его своеобразии и отличие от других социумов. Не это ли своеобразие имел в виду поэт, когда восклица ...

Работа по изучению особенностей конструктивного мышления старших дошкольников. Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования конструктивного мышления
Конструктивное мышление условно можно разделить на два основных составляющих: конструирование и конструктивное мышление. Мышление - один из важнейших психических процессов. Длительное время считалось, что уровень познавательного развития ребенка всецело связан именно с интеллектом, с мышлением, а остальные психические процессы - память, ...

Конфликты и стрессы в организации. Конфликт: причины, виды, уровни
Хотя почти в каждой области человеческих отношений заложен конфликт и хотя конфликтные эпизоды являются наиболее значительными в человеческой жизни и больше всего привлекают к себе внимание, было бы ошибкой считать, что любые взаимодействия людей непременно связаны с конфликтом. Людям удается отлично ладить с другими индивидами, с групп ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]