Основные характеристики вниманияСтраница 1
Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику. Первые рассматривают внимание, как действующую причину, приводящую к какому-либо результату. Вторые считают явления внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. В итоге представление о внимании не разрабатывается, а как бы вписывается в модели системы переработки информации.
Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течении определенного периода времени. Оно само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.
Существует и другое определение: Внимание – это необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активации процессов восприятия и памяти.
По И. П. Павлову и А. А. Ухтомскому физиологической основой внимания, является доминанта.
Доминанта – временно преобладающий в коре головного мозга очаг возбуждения. Доминантный первый центр накапливает возбуждение и тормозит работу других центров.
И. П. Павлов предположил, что внимание связано с возникновением очагов возбуждения в результате любого ориентировочного рефлекса. А. А. Ухтомский считал, что очаг возбуждения распределяется не равномерно, и некоторые из них приобретают доминантный характер.
Функции внимания — это и контроль, и коррекция, то есть регулирование в целом, с помощью которого и достигается главный результат — повышение эффективности основного процесса, где внимание соединено в одно функционально-структурное целое. Из этого следует, что данная функция предполагает некий отбор информации, сопровождаемый избирательностью слухового и зрительного восприятия, а так же активирует и тормозит не нужные в данный момент психологические и физиологические процессы.
"С точки зрения внимания, как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания – и произвольного и не произвольного, являются результатом формирования новых умственных действий".
Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. Первичные – это те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а вторичные – это колебания, переключаемость внимания.
Внимание, надо признать одним из центрально-регуляторных, а не познавательных процессов. Другими такими же процессами являются эмоции и воля. При этом, внимание выполняет роль исполнительного механизма "в руках" эмоций и воли. Такая кажущаяся избыточность и излишняя многослойность процессов регуляции не случайна. Она обеспечивает надежность нервно-психических функций в стрессовых ситуациях.
Существует восемь генетически взаимосвязанных форм внимания:
первая – это компонент одноуровневой психики, отвечающий за ее избирательное реагирование на события внешней и внутренней среды организма Его логично назвать предвниманием, или протовниманием. Это феномены психики плода, новорожденного и младенца;
вторая – это рефлекторное внимание, как компонент психомоторной психики;
третья – это непроизвольное внимание, как процесс реализации регуляторных функций эмоций;
четвертая – это произвольное внимание, как процесс реализации регуляторных функций воли;
пятая – это послепроизвольное внимание, как процесс саморегуляции активности, ранее инициированной с помощью воли. Иначе эта форма внимания называется вторично непризвольным вниманием, поскольку также не требует волевых усилий;
Человек и природа. Язычество
Взаимодействие человека с природой насчитывает не одно тысячелетие, оно началось в далекие времена, когда наши индоевропейские общности народов обживали непроходимые леса, болта, бескрайние степи. Они имели свои знания об окружающем мире, свои взгляды на этот мир. Из этой общности народов во II – I тысячелетии до н.э. произошло выделени ...
Образ мира и образ жизни
С.Л. Рубинштейн характеризует человека как субъекта жизни, в своем собственном существовании и в отношении к миру и другому человеку, подчеркивая целостность, единство человека и мира. Мир, в его понимании, – это «общающаяся друг с другом совокупность людей и вещей, точнее, совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми, <…> ...
Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного
поведения у подростков.
Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуиров ...