Основные характеристики внимания
Страница 1

Внимание » Основные характеристики внимания

Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику. Первые рассматривают внимание, как действующую причину, приводящую к какому-либо результату. Вторые считают явления внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. В итоге представление о внимании не разрабатывается, а как бы вписывается в модели системы переработки информации.

Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течении определенного периода времени. Оно само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.

Существует и другое определение: Внимание – это необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активации процессов восприятия и памяти.

По И. П. Павлову и А. А. Ухтомскому физиологической основой внимания, является доминанта.

Доминанта – временно преобладающий в коре головного мозга очаг возбуждения. Доминантный первый центр накапливает возбуждение и тормозит работу других центров.

И. П. Павлов предположил, что внимание связано с возникновением очагов возбуждения в результате любого ориентировочного рефлекса. А. А. Ухтомский считал, что очаг возбуждения распределяется не равномерно, и некоторые из них приобретают доминантный характер.

Функции внимания — это и контроль, и коррекция, то есть регулирование в целом, с помощью которого и достигается главный результат — повышение эффективности основного процесса, где внимание соединено в одно функционально-структурное целое. Из этого следует, что данная функция предполагает некий отбор информации, сопровождаемый избирательностью слухового и зрительного восприятия, а так же активирует и тормозит не нужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

"С точки зрения внимания, как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания – и произвольного и не произвольного, являются результатом формирования новых умственных действий".

Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. Первичные – это те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а вторичные – это колебания, переключаемость внимания.

Внимание, надо признать одним из центрально-регуляторных, а не познавательных процессов. Другими такими же процессами являются эмоции и воля. При этом, внимание выполняет роль исполнительного механизма "в руках" эмоций и воли. Такая кажущаяся избыточность и излишняя многослойность процессов регуляции не случайна. Она обеспечивает надежность нервно-психических функций в стрессовых ситуациях.

Существует восемь генетически взаимосвязанных форм внимания:

первая – это компонент одноуровневой психики, отвечающий за ее избирательное реагирование на события внешней и внутренней среды организма Его логично назвать предвниманием, или протовниманием. Это феномены психики плода, новорожденного и младенца;

вторая – это рефлекторное внимание, как компонент психомоторной психики;

третья – это непроизвольное внимание, как процесс реализации регуляторных функций эмоций;

четвертая – это произвольное внимание, как процесс реализации регуляторных функций воли;

пятая – это послепроизвольное внимание, как процесс саморегуляции активности, ранее инициированной с помощью воли. Иначе эта форма внимания называется вторично непризвольным вниманием, поскольку также не требует волевых усилий;

Страницы: 1 2 3


Введение.
Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смыс ...

Развитие в зрелых возрастах в концепции Э.Эриксона
Наука о психическом развитии ребенка -- детская психология -- зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера "Душа ребенка". В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений ...

Модель личности консультанта
Консультирование – это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и результат работы консультанта. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, от которого зависит многое, а скорее главное в союзе с к ...