Основные характеристики вниманияСтраница 1
Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику. Первые рассматривают внимание, как действующую причину, приводящую к какому-либо результату. Вторые считают явления внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. В итоге представление о внимании не разрабатывается, а как бы вписывается в модели системы переработки информации.
Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течении определенного периода времени. Оно само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.
Существует и другое определение: Внимание – это необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активации процессов восприятия и памяти.
По И. П. Павлову и А. А. Ухтомскому физиологической основой внимания, является доминанта.
Доминанта – временно преобладающий в коре головного мозга очаг возбуждения. Доминантный первый центр накапливает возбуждение и тормозит работу других центров.
И. П. Павлов предположил, что внимание связано с возникновением очагов возбуждения в результате любого ориентировочного рефлекса. А. А. Ухтомский считал, что очаг возбуждения распределяется не равномерно, и некоторые из них приобретают доминантный характер.
Функции внимания — это и контроль, и коррекция, то есть регулирование в целом, с помощью которого и достигается главный результат — повышение эффективности основного процесса, где внимание соединено в одно функционально-структурное целое. Из этого следует, что данная функция предполагает некий отбор информации, сопровождаемый избирательностью слухового и зрительного восприятия, а так же активирует и тормозит не нужные в данный момент психологические и физиологические процессы.
"С точки зрения внимания, как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания – и произвольного и не произвольного, являются результатом формирования новых умственных действий".
Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. Первичные – это те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а вторичные – это колебания, переключаемость внимания.
Внимание, надо признать одним из центрально-регуляторных, а не познавательных процессов. Другими такими же процессами являются эмоции и воля. При этом, внимание выполняет роль исполнительного механизма "в руках" эмоций и воли. Такая кажущаяся избыточность и излишняя многослойность процессов регуляции не случайна. Она обеспечивает надежность нервно-психических функций в стрессовых ситуациях.
Существует восемь генетически взаимосвязанных форм внимания:
первая – это компонент одноуровневой психики, отвечающий за ее избирательное реагирование на события внешней и внутренней среды организма Его логично назвать предвниманием, или протовниманием. Это феномены психики плода, новорожденного и младенца;
вторая – это рефлекторное внимание, как компонент психомоторной психики;
третья – это непроизвольное внимание, как процесс реализации регуляторных функций эмоций;
четвертая – это произвольное внимание, как процесс реализации регуляторных функций воли;
пятая – это послепроизвольное внимание, как процесс саморегуляции активности, ранее инициированной с помощью воли. Иначе эта форма внимания называется вторично непризвольным вниманием, поскольку также не требует волевых усилий;
Исторический и культурный аспекты злоупотребления
психоактивными веществами
История использования психоактивных веществ начинается с глубокой древности, а история распространения наркоманий и широких масштабов нелегального оборота насчитывает всего несколько десятилетий.
Всемирная Организация Здравоохранения определяет наркотик как психоактивное вещество, которое при его приеме изменяет восприятие, настроение, ...
Рекомендации родителям в оказании помощи детям с аутизмом
Средства помощи аутичному ребенку должны быть направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков.
Для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения необходимы постоянные физические нагрузки. Наряду со специальными занятиями ...
Причины и условия возникновения конфликтных
отношений в деловом общении
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые опр ...