[an error occurred while processing the directive]

Назначение, условия применения, процедура обработки, интерпретаций результатов одной из методик, диагностики, коррекции или развития. Метод диагностики межличностных отношений. Адаптированный вариан
Страница 3

Психологические материалы » Индивидуальный комплекс материалов по исследованиям в области психологии (педагогики) и применению психологических (педагогических) знаний » Назначение, условия применения, процедура обработки, интерпретаций результатов одной из методик, диагностики, коррекции или развития. Метод диагностики межличностных отношений. Адаптированный вариан

Первые 4 типа межличностных отношений- 1, 2, 3, 4- характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтным проявлением (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденции к лидерству и доминированию (1 и 2). Другие четыре октанта- 5, 6, 7, 8- представляют противоположную картину: преобладание комформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).

Испытуемые, у которых по данным ДМО преобладает «властный- лидирующий» тип межличностного отношения (1 октант),

характеризуются оптимистичностью, быстротой реакции, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов, экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.

Таким образом, 1 октант выявляет характерный для стеничной, доминантной личности тип межличностного отношения, проявляющийся на уровне социальной активности в виде лидерских тенденций, а по индивидуально- типологическим особенностям соответствующий гипертимному варианту личности, который правомерно соотнести с сильным типом высшей нервной деятельности; по свойствам нервной системы его позиция промежуточная между лабильностью и динамичностью по отношению к процессам возбуждения.

2 октант, соответствующий (независимо-доминирующему) типу межличностных отношений

, при явном преобладании над другими по данным комплексного исследования сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие с группой интересы и не проявляется в стремлении вести людей за собой, заражая их своими идеями. Стиль мышления не шаблонный, творческий. Экстравертированность несколько менее выражена, чем в первом варианте. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорично отстаивается. Эмоциям не хватает тепла, поступкам – конформости. Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью.

3 октант, «Прямолинейно- агрессивный» тип межличностных отношений

(преобладание показателей 3 октанта) обнаружил выраженную близость к таким личностным характеристикам, как регидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении цели, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии эмоциональной захваченности, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж личности испытуемого.

4 октант – «недоверчивый-скептический» тип межличностных отношенийпроявляется такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией к микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению регидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих лиц, опережающая враждебность в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте; системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии.

5 октант- «покорно- застенчивый» тип межличностных отношений-

оказался преобладающим у личностей болезненно застенчивых, интровертированных, пассивных, весьма щепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с заметным преобладанием мотиваций избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой, с повышенным чувством ответственности, неудовлетворенных собой, склонных к тому, чтобы венить себя во всем при неудачах, легко впадающих в состояние грусти, пессиместически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных вработе, избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих; ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Психическое здоровье как психолого – педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает дв ...

Психолого-педагогические проблемы толерантности
Педагогическая толерантность, по мнению М. Бубера, имеет противоречивую сущность. С одной стороны, отношение воспитанника и воспитателя, как и все отношения в мире Я-Ты, отличаются взаимностью: «Наши ученики воспитывают нас, наши произведения создают нас. «Дурной» человек, если его коснулось святое основное слово, превращается в дарующе ...

Источники, движущие силы и условия развития ребенка в традиции основных направлений современной психологии
В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и с ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]