Любовь как социальное и психологическое явление. Анализ
теоретических подходов к пониманию любвиСтраница 1
Понятие «любовь» используется в литературе в различных значениях. Специфика понимания этого понятия связана с неоднородностью теоретических основ.
В социальном аспекте делается акцент на социальной силе любви — любовь, вступая в конфликт с эгоизмом, организует различные социальные институты. Любовь рассматривается в контексте идеи равенства в работах Дж. Локка; в утопическом социализме Т. Кампанелла любовь ассоциируется с идеей разумной социальной организации с гармонизацией общественных отношений, с повышением производительности труда. Заставить людей любить друг друга - важная задача в утопии А. де Сен-Симона. Любовь рассматривается в качестве социологической категории в работах Л. Фейербаха. Особое внимание социальному аспекту любви уделяется русскими мыслителями. Любовь понимается как начало и залог общественного благоденствия в работах Н.А. Добролюбова, как условие улучшения человеческой жизни в работах Н.Г. Чернышевского, как обогащение области гражданственности - А.И. Герцена, важное условие прогрессивной жизни общества - П.Л. Лаврова. Любовь играет важную роль в интеграции общественной жизни в проекте «регуляции природы» Н.Ф. Федорова. Любовь имеет огромное значение в сизигии как направлении исторического процесса в концепции B.C. Соловьева. В современных исследованиях отмечается, что через дискурс любви проходят многие идеологические установки, культурные нормы, властные запреты и социальные утопии; любовь рассматривается также как «противоядие» от опасностей национализма.
В одном из современных исследований показано, что в любви происходит воспроизведение фундаментальных человеческих ценностей, что делает любовь высоконравственным явлением. Одновременно любовь лишает данные ценности статуса абсолютности и выходит за пределы моральной ограниченности [10; 29].
В эстетическом аспекте высшие ступени эротического восхождения связаны с познанием высшей красоты. По мнению исследователей, в христианском мировоззрении любовь связана с духовным наслаждением. Основная цель любви заключается в поиске прекрасного, желании насладиться красотой, в произведении прекрасного. Любовь есть желание красоты и влечение к красоте. В немецкой философии красота понимается как выражение потребности в любви. Понятие красоты и любви прочно связываются в русской философии (В.В. Розанов). Любовь выступает как эстетическое явление в работах М.М. Бахтина. Согласно А.Ф. Лосеву, эстетическое переживание и есть любовь [1; 145].
В мистическом аспекте любовь рассматривается существенное свойство божества, движущая пружина человеческой истории; человеческая любовь утратила совершенство и единство с мудростью вследствие грехопадения первого андрогина, и только акт искупления Христом грехов человека дает начало новому воссоединению в концепции Я. Беме. В работах Ф. Баадера сущность любви заключается в «актуозности» (понимаемой как объединенность и выравненность, завершенность и взаимодополняемость). Любовь является проблемой, которая разрешается через прохождения «диалектики любви». Согласно У. Джемсу, любовь есть мистической переживание, так как характеризуется неизреченностью, интуитивностью. Мистический характер любви также отмечает X. Ортега-и-Гассет.
В филогенетическом аспекте рассмотрения любви центральным моментом становится вопрос соотношения любви животных и человека. Проведенный теоретический анализ позволяет выделить три точки зрения по данному вопросу.
Представители первой точке зрения признаются наличие любви у животных и утверждают отсутствие специфики человеческой любви; в данном случае человеческая любовь либо биологизируется и лишается небиологических компонентов, либо небиологические компоненты изначально приписываются животным.
Теоретико-методологические основания исследования образа мира.
Основные теоретико-методологические подходы к исследованию и
интерпретации понятия «образ мира» в психологии
Понятие «образ» — значимая категория психологии (А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов, С.Л. Рубинштей и др.). Образ является начальным звеном и одновременно результатом любого познавательного акта. Современные исследователи понимают образ как когнитивную гипотезу, сопоставимую с объективной реальностью. Образ мира функционально и генетически пер ...
Содержание коррекционной программы устранения детских страхов и тревожности
Психологи выделяют два способа преодоления страхов у детей.
· Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях и овладения приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением страхом.
· Укрепление уверенности в себе развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.
Для преод ...
Защитные механизмы личности.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
1)Отрицание.
Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “С ...
