Характеристика психических процессов, обслуживающих процесс познания объективной реальности.

Психологические материалы » Психология и Педагогика » Характеристика психических процессов, обслуживающих процесс познания объективной реальности.

Самым простым познавательным процессом является ощущение. Ощущение – процесс отражения, сознания человека, отдельных свойств, признаков, качеств, предметов и объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение характеризуется порогами ощущений, минимальным и максимальным, адаптацией, последовательными образами, явлением контраста и т.д.

Зрение минимальная сила раздражителя (48 км)

Основные ощущения:

Зри тельные, осязательные, вкусовые, звуковые, обонятельные.

Ощущения обеспечиваются работой анализатора.

Процесс восприятия

Восприятием называется процесс отражения в сознании человека в предметах и явлениях в целом, в момент их воздействия на органы чувств (стол, стул, окно и т.д.)

Свойства восприятия:

1) предметность

2) целостность

3) структурность

4) осмысленность

5) активность

Кроме того, для восприятия характерна зависимость отражения предметных явлений от прошлого опыта человека, которая называется апперацией.

Структура восприятия:

||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

|||| |||| |||| |||| |||| |||| |||| |||| |||| ||||

Структурированный материал запоминается лучше и быстрее.

Представление – это образ ранее воспринятых предметов и явлений и их свойств и качеств. Они могут быть преднамеренными, профессиональными. Могут быть представлениями памяти и воображения.

Воображение – это процесс создания новых образов на основе преобразования материала прошлых восприятий.

Выделяют следующие виды воображения:

- произвольные и не произвольные

- воссоздающие и творческие

- места человека

Человек использует следующие приемы:

- прием гиперболизации (увеличения и уменьшения чего-либо)

- акцентирование

- типизация

- соединение различных частей (агглютинация)

Мышление – процесс отражения сознания человека на наиболее сложных связях отношений, которые существуют в объективном мире.


Признаки индивидуально стиля педагога
Одаренный, творческий человек – это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. ...

Причины возникновения семейных конфликтов
Семейные конфликты многообразны. Это и конфликты между супругами, родителями, детьми, это и межпоколенные конфликты между представителями младшего и старшего поколений. Конфликты в семье между её членами возникают по поводу выполнения семейных функций, психологических противоречий, различного понимания семейных целей и задач развития ка ...

Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением
Тема конструктивного мышления является практически не исследованной в современной науке. Поэтому точного определения понятия пока не существует. А значит для этого необходимо разобрать суть его основных составляющих: мышления и конструктивной деятельности. "Мышление - есть ассоциация". И.П. Павлов. Мышление (thinking) - множ ...