Любовь как социальное и психологическое явление. Анализ теоретических подходов к пониманию любви
Страница 2

Психологические материалы » Любовь как социопсихологическое явление » Любовь как социальное и психологическое явление. Анализ теоретических подходов к пониманию любви

Согласно второй точки зрения, любовь свойственна только человеку.

Третья точка зрения - человеческая любовь имеет ряд специфических характеристик: разумность, индивидуализация, духовность, независимость от природной необходимости [10; 30].

В культурологическом аспекте любовь рассматривается как элемент культурно-исторической реальности. Историзм любви подчеркивается также Л.С. Выготским. В данном аспекте основное внимание уделяется вопросам возникновения любви и выделение специфических черт любви в каждой культуре, так как каждая культурно-историческая эпоха создает свой идеал любви, в соответствие с этим выделяются исторические типы любви.

Индивидуальная любовь, по И. Канту, есть метаморфоза полового инстинкта, которые трансформируется в высший элемент культуры; по Н.А. Бердяеву, любовь - это продукт развития мировой культуры, «исход» из природной необходимости.

В развитии любви в истории человечества Ф. Мюллер-Лиэр выделяет следующие этапы. На первом этапе любовь носит примитивный характер, что выражается в преобладании животных черт; на втором — появляется семейственная любовь и развиваются вторичные любовные чувства; на третьем этапе — возникает индивидуальная личная любовь с романтическими чувствами.

В работах философов показано, что индивидуальная любовь предполагает «наличие личности», индивидуальности. В развитии человеческой любви выделены две основные тенденции: гуманизация, раскрывающаяся как в процессе социализации, так и в процессе индивидуализации; усиление монистического характера первичного полового компонента и вторичного духовного, по И. Блоху [5; 331].

Анализируя проблему возникновения любви, В.М. Розин приходит к заключению, что предпосылки любви появляются в архаической культуре (10-50 тысяч лет назад) в виде особого ритуала любовного поведения, в связи с ослаблением всеобщего контроля племени, формированием элементов частной жизни, раздельным воспитанием мужчин и женщин.

В период античности появляется два идеала любви: архаический и эзотерический. Архаический идеал задается религиозно-мифологическим дискурсом и характеризуется преобладанием чувственной основы. Эзотерический идеал связан с развитием философии и акцентированием платонической любви.

В христианской традиции Средневековья возникает агапе (каритас) как теоцентрическая установка (как путь человека к Богу, как жертва, нисхождение, самоотдача, немотивированная любовь). Также уникальной частью средневековой культуры является куртуазная любовь — амор (12-15 век), как личное и избирательное чувство, эта любовь свободно избрана и свободно дарована. Этот идеал любви называют первым массовым торжеством индивидуальной любви. Возникает концепция «вечно неудовлетворенной любви», как устремленности к светоносному союзу, за границы той любви, которая возможна в жизни.

Страницы: 1 2 


Детско-отцовские отношения и развитие личности ребенка
Психологические и социологические исследования показывают большое значение роли отца в развитии и воспитании ребенка (И.М. Марковская, И.С. Кон, Т.Н. Мартынова, Н.А. Коркина) [32;43;24]. Они подтверждают тот факт, что роль отца в социализации личности ребенка чрезвычайно велика. Многие исследователи изучали влияние отцовского примера н ...

Семья как источник психического здоровья ребенка.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответ ...

Стиль разрешения конфликтов.
От личностных особенностей человека также зависит стиль разрешать конфликтные ситуации. Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить ...