Любовь как социальное и психологическое явление. Анализ теоретических подходов к пониманию любви
Страница 2

Психологические материалы » Любовь как социопсихологическое явление » Любовь как социальное и психологическое явление. Анализ теоретических подходов к пониманию любви

Согласно второй точки зрения, любовь свойственна только человеку.

Третья точка зрения - человеческая любовь имеет ряд специфических характеристик: разумность, индивидуализация, духовность, независимость от природной необходимости [10; 30].

В культурологическом аспекте любовь рассматривается как элемент культурно-исторической реальности. Историзм любви подчеркивается также Л.С. Выготским. В данном аспекте основное внимание уделяется вопросам возникновения любви и выделение специфических черт любви в каждой культуре, так как каждая культурно-историческая эпоха создает свой идеал любви, в соответствие с этим выделяются исторические типы любви.

Индивидуальная любовь, по И. Канту, есть метаморфоза полового инстинкта, которые трансформируется в высший элемент культуры; по Н.А. Бердяеву, любовь - это продукт развития мировой культуры, «исход» из природной необходимости.

В развитии любви в истории человечества Ф. Мюллер-Лиэр выделяет следующие этапы. На первом этапе любовь носит примитивный характер, что выражается в преобладании животных черт; на втором — появляется семейственная любовь и развиваются вторичные любовные чувства; на третьем этапе — возникает индивидуальная личная любовь с романтическими чувствами.

В работах философов показано, что индивидуальная любовь предполагает «наличие личности», индивидуальности. В развитии человеческой любви выделены две основные тенденции: гуманизация, раскрывающаяся как в процессе социализации, так и в процессе индивидуализации; усиление монистического характера первичного полового компонента и вторичного духовного, по И. Блоху [5; 331].

Анализируя проблему возникновения любви, В.М. Розин приходит к заключению, что предпосылки любви появляются в архаической культуре (10-50 тысяч лет назад) в виде особого ритуала любовного поведения, в связи с ослаблением всеобщего контроля племени, формированием элементов частной жизни, раздельным воспитанием мужчин и женщин.

В период античности появляется два идеала любви: архаический и эзотерический. Архаический идеал задается религиозно-мифологическим дискурсом и характеризуется преобладанием чувственной основы. Эзотерический идеал связан с развитием философии и акцентированием платонической любви.

В христианской традиции Средневековья возникает агапе (каритас) как теоцентрическая установка (как путь человека к Богу, как жертва, нисхождение, самоотдача, немотивированная любовь). Также уникальной частью средневековой культуры является куртуазная любовь — амор (12-15 век), как личное и избирательное чувство, эта любовь свободно избрана и свободно дарована. Этот идеал любви называют первым массовым торжеством индивидуальной любви. Возникает концепция «вечно неудовлетворенной любви», как устремленности к светоносному союзу, за границы той любви, которая возможна в жизни.

Страницы: 1 2 


Теоретический анализ механизмов психологических защит. Психологическая защита и вопросы адаптации
Одной из наиболее важных областей современной деятельности психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей других специальностей является диагностика, квалификация и коррекция пограничных нервно-психических и психосоматических нарушений, состояний психической дезадаптации и социально-стрессовых расстройств, а также саморазрушающего пове ...

6. Друг к другу
4,1 4 4,1 4,1 ...

Тест Роршаха
Как и ТАТ, является прожективной методикой. По замыслу ее создателя, методика позволяет в результате анализа специфических особенностей творческой деятельности человека выявлять индивидуальные особенности личности. Испытуемому последовательно предъявляется 10 карточек с изображением симметричных, неопределенной формы цветных пятен и пре ...