Словарь основных понятийСтраница 1
1. Цель консультирования –
помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
2. Функция теоретических концепций в практике -
обобщение накопленной информации, делает более понятными сложные явления, предсказывает последствия разных обстоятельств, способствует поиску
новых факторов.
Структура процесса консультирования:
|
|
|
|
|
|
3.Исследование проблемы
– установление контакта (рапорт) и достигается обоюдного доверия с клиентом.
4. Двумерное определение проблем –
охарактеризовываются проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания.
5. Идентификация –
на этой стадии обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Обсуждаются всевозможные варианты,
которые клиент считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы. Можно составлять письменный список вариантов, чтобы их облегчить.
6. Планирование –
здесь осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. В плане следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения.
7
. Деятельность
– на этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей.
8. Оценка и обратная связь –
здесь оценивается уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
9
. Специфические черты консультирования, отличающего его от психотерапии:
ü Ориентировано на клинически здоровую личность, на здоровые стороны личности вне зависимости от степени нарушения («Человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из – за неадекватных установок и чувств…» Майярс. 1968 г.)
ü Обычно ориентируется на настоящее и будущее клиентов
ü Помощь краткосрочная (до 15 встреч)
ü Ориентируется на проблемы возникающие в взаимодействии со средой;
ü Направлено на изменение поведения и развития личности клиента
10.
Основные параметры консультативного контакта:
ü Эмоциональность
ü Интенсивность
ü Динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта0
Личностные качества в гуманистическом направлении психологии
В качестве яркого представителя гуманистического направления мы возьмем теорию Абрахама Маслоу. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека необходимо изучать как единое, уникальное, организованное целое. Организм и личность, по мнению Маслоу, не сводится ...
Рекомендации родителям по лечебному
уходу за детьми с церебральным параличом
Схематично рассмотрим, основные методы лечебного ухода и тренировки двигательных, психических и речевых навыков, доступным в домашних условиях.
Как одеть ребенка. Одежда для детей с церебральными параличами должна быть простой, свободной, не вызывающей дополнительных затруднений при одевании. Одевать ребенка, особенно раннего возраста, ...
Проблема классификации межличностных отношений
В работах разных авторов одни и те же отношения обозначаются различными терминами. Это приводит к псевдоразличиям в классификациях видов отношений. Так, например, В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды. Л.Я. Гозман выделяет отношения симпатии и любви, включая ...