Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий по конструктивному мышлению
Страница 1

Психологические материалы » Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне » Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий по конструктивному мышлению

Многие педагоги, заблуждаясь, считают, что, если этапы процесса мышления едины, то мышление будет развиваться на любом материале. Но задатки и способности у детей разные; причем о них можно и не догадываться, пока они не проявятся. Разнообразный материал, представленный в параграфе 2.1 поможет выявить эти способности. А я считаю не мало важным для развития конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне предоставить в помощь педагогам психолого-педагогические рекомендации для проведения занятия по конструктивному мышлению:

Опасно давать детям однотипные задачи - тем самым можно лишить их возможности проявить себя, узнать, что легче дается, что больше нравится и, следовательно, какая область знаний станет для них в будущем наиболее перспективной. Кроме того, нельзя загонять ребенка в прокрустово ложе одной профессии, если мы хотим воспитать гармоничную личность.

Таким образом, всех детей необходимо учим мыслить одинаково - через создание проблемных ситуаций и решение проблем, но проблемный материал должен быть разнообразным, неоднотипным. Процесс мышления имеет свои закономерности и феномены. Например, он происходит только по собственному желанию мыслящего и не может быть навязан, т.е. нельзя заставить мыслить. Вспомните нетерпеливых родителей, с безуспешным раздражением твердящих своим бедным детям: "Думай, думай!". Именно потому так трудно решаются в науке и технике "спущенные сверху" задачи и так легко и щедро находят решения изобретатели-энтузиасты, у которых есть внутренняя потребность к решению проблемы.

Мышление нельзя также "отменить" или "запретить" - неразрешенная проблема продолжает тревожить, интересовать человека, и он к ней постоянно возвращается. Опытный педагог, поставив своих учеников в проблемную ситуацию, не станет торопиться с готовым ответом, даст возможность мышлению "разогнаться". Тогда проявится еще один феномен мышления: независимо от того, как был найден ответ - самостоятельно, через Воспитателя или книгу, - субъективно он воспринимается как собственная находка и прочно включается в систему знаний, не требуя усилий для запоминания.

Попробуйте задать детям противоречивую загадку и не давайте ответа до следующего дня. Например, такую:

Это какая, красная?

Нет, черная.

А почему белая?

Потому, что зеленая.

Вы убедитесь, что дети продолжали ее решать дома, подключив своих домашних. Кстати, большинство загадок построено на противоречии, несовместимой или необычной информации и легко вводит детей в проблемную ситуацию. Загадка может быть настолько захватывающей, что ребенок (и взрослый тоже) не может сосредоточиться ни на чем другом, пока не найдет ответ. Теперь для тех, кто не отгадал загадку, продолжает ее решать и не воспринимает новый текст, т.е. для тех, у кого мышление "разогналось", сообщаю ответ - это смородина. Загадки - благодатный материал для развития мышления; причем они работают и при разгадывании, и при составлении их детьми.

Проблемные ситуации для дошкольника можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной игры или совместного творчества и приносить много пользы детям. Вот некоторые примеры ситуационных задач.

1. Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).

Ты с родителями едешь в электричке. Они сошли на платформу, а ты не успел.

Что будешь делать? Почему?

Родители сели в поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, зачем ты так по ступишь.

2. Ситуация с огнем.

В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

Дым в соседней квартире. Твои действия?

Страницы: 1 2


Условия формирования учебно-познавательной мотивации
Развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Учителю необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов ("живое созерцание" при наблюдении, абстрактное мы ...

Современное состояние проблемы изучения особенной общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста. Характеристика нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих церебраль
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Мастюкова Е.М. дает следующее определение детского церебрального паралича: "Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникаю ...

Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы
К середине 30-х годов были разгромлены также прикладные отрасли психологии, и прежде всего психотехника и педология. Нападки на психотехнику начались в конце 20-х гг. на волне общих дискуссий, проводимых в секции естествознания Комакадемии, куда входила психотехника. В начале 30-х гг. они еще более усиливаются. Руководители психотехнич ...