Отличия личности спортсмена от личности студента, большая склонность к агрессивности

Психологические материалы » Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена » Отличия личности спортсмена от личности студента, большая склонность к агрессивности

Одной из острейших социальных проблем нашего общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. Рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков обуславливается во многом напряженностью, неустойчивостью социальной, экономической, идеологической обстановки в обществе. Изучение подростковой агрессии представляет для нас особый интерес, так как исследования показывают, что условия и истоки формирования агрессии лежат именно в подростковом возрасте. Актуальность проблемы определяется значением роли агрессии как фактора адаптации или дезадаптации подростков, занимающихся спортом.

В эпигенетической концепции Э. Эриксона подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека.

Спорт является фактором социализации и воспитания личности, так как именно в процессе занятий спортом возникают и проявляются разнообразные межличностные отношения. Спорт представляет собой модель общественного пространства, в котором отдельные взаимоотношения изменены, являясь в чем-то искусственными в отличие от многообразных отношений в обществе. По своей состязательной сути спорт уже агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. Соревнование - это отрегулированное правилами агрессивное поведение, это агрессивность, выражаемая в социально-неопасной форме. Часто понятие "агрессивность" заменяют понятием "спортивная злость" Занятия спортом оказывают формирующее влияние на личность спортсмена, особенно важно значение такого влияния в подростковом возрасте. При этом необходимо отметить, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов. По данным С.В. Афиногеновой, конфликтность и агрессивность несколько выше у спортсменов и спортсменок, чем у лиц, не занимающихся спортом. Особенно заметны различия по такому проявлению агрессивности, как напористость. При этом агрессивность выражена по-разному у спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Например, у тех, кто занимается единоборствами (самбо, дзюдо, айкидо), агрессивность значительно выше, чем у легкоатлетов и лыжников. Если же говорить об агрессии и тревожности, то, по мнению Лысенко Ю.Н., спортсмены с преобладанием агрессии над тревогой отличаются лучшей готовностью к соревнованиям.

Таблица 1.

испытуемые

конфликтность

агрессивность

спортсмены

14,6

22,3

неспортсмены

13,2

20,9

спортсменки

15,4

18,1

неспортсменки

14,9

17,6


Публичное выступление, типичные ошибки и факторы повышения эффективности публичного выступления.
Начинающий оратор, оказавшийся один на один с аудиторией наверняка переживал состояние, когда язык прилипал к нёбу, даже если эта аудитория ему знакома. Что же помимо естественного волнения свойственно каждому начинающему оратору, мешает чувствовать себя уверенным? Это: 1. смутное представление о процедуре выступления, нечёткое осознан ...

"Ролевой стимул - актуальная национальная задача"
Реакция, согласно традиционным представлениям, возможна. Самонаблюдение притягивает психоз, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии. Гетерогенность, конечно, семантически дает онтогенез речи одинаково по всем направлениям. Предсознательное аннигилирует импульс, это обозначено Ли Россом как фундаментальная ошибка ...

Образ мира как семантическая память
Вопрос о репрезентации человеку мира рассматривался и в исследованиях процессов запоминания и хранения информации, структуры памяти. Так, эпизодической памяти противопоставляется семантическая, понимаемая как некий субъективный тезаурус, которым обладает человек, – организованные знания о вербальных символах, их значениях и отношениях м ...