Анализ и обсуждение результатов
Страница 3

У испытуемых девочек в возрасте 13 лет низкий уровень о 0 до 7, средний – от 7 до 9,4, высокий – от 9,4 до 11,8. У мальчиков в возрасте 13 лет низкий уровень от 0 до 8,4, средний уровень от 8,4 до 10,2, высокий – от 10,2 до 12.

Рис. 12 Сравнение уровней по шкале "Автономность" у мальчиков и девочек 14-ти лет

У испытуемых девочек в возрасте 14 лет низкий уровень о 0 до 8,2, средний – от 8,2 до 11,5, высокий – от 11,5 до 14,8. У мальчиков в возрасте 14 лет низкий уровень от 0 до 8,3, средний уровень от 8,3 до 12, высокий – от 12 до 15,7.

Рис. 13 Сравнение уровней по шкале "Непоследовательность" у мальчиков и девочек 12-ти лет

У испытуемых девочек в возрасте 12 лет низкий уровень о 0 до 8,7, средний – от 8,7 до 11,7, высокий – от 11,7 до 14,7. У мальчиков в возрасте 12 лет низкий уровень от 0 до 5,4, средний уровень от 5,4 до 8,4, высокий – от 8,4 до 11,4.

Рис. 14 Сравнение уровней по шкале "Непоследовательность" у мальчиков и девочек 13-ти лет

У испытуемых девочек в возрасте 13 лет низкий уровень о 0 до 6,1, средний – от 6,1 до 9,3, высокий – от 9,3 до 12,5. У мальчиков в возрасте 13 лет низкий уровень от 0 до 7,3, средний уровень от 7,3 до 10, высокий – от 10 до 12,7.

Рис. 15 Сравнение уровней по шкале "Непоследовательность" у мальчиков и девочек 14-ти лет

У испытуемых девочек в возрасте 14 лет низкий уровень о 0 до 5,4, средний – от 5,4 до 8,8, высокий – от 8,8 до 12,2. У мальчиков в возрасте 14 лет низкий уровень от 0 до 5,1, средний уровень от 5,1 до 9, высокий – от 9 до 12,9.

Также мы при помощи U критерия Манна-Уитни сравнили между собой подростков по полу и возрасту и получили следующие результаты:

1. Между мальчиками и девочками-подростками различий в восприятии отношения к ним взрослых нет как для р = 0,05, так и для р = 0,01. Это говорит о том, что характер (положительный или отрицательный) восприятия взрослых подростками от пола не зависит.

2. Сравнивая двенадцати- и тринадцатилетних подростков, мы увидели, что двенадцатилетние превосходят тринадцатилетних в восприятии такого стиля взаимоотношений, как директивность (стремление к лидерству и власти, навязывание подростку чувства вины и декларирование своей жертвенной позиции, доминантное поведение взрослых и их стремление управлять поведением подростка) (102,500). Тринадцатилетние превосходят двенадцатилетних по автономности (отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса) (114,000). По позитивному интересу (безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий взрослых и от конкретных успехов ребенка) (160,500); враждебности (отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, преобладание в отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности) (157,000) и непоследовательности (проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его) (188,000) различий не наблюдается.

3. Сравнив двенадцатилетних с четырнадцатилетними подростками, стало видно, что двенадцатилетние превосходят четырнадцатилетних по директивности (стремление к лидерству и власти, навязывание подростку чувства вины и декларирование своей жертвенной позиции, доминантное поведение взрослых и их стремление управлять поведением подростка) (125,000). А четырнадцатилетние – двенадцатилетних по автономности (отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса) (80,000). По позитивному интересу (безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий взрослых и от конкретных успехов ребенка) (150,000); враждебности (отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, преобладание в отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности) (165,000) и непоследовательности (проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его) (159,000) различий нет.

4. В сравнении тринадцати- и четырнадцатилетних подростков видно, что по автономности (отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса) (135,000) превосходят четырнадцатилетние. По остальным показателям различий нет.

Выводы

1. По шкале "Позитивный интерес" широта разброса показателей у девочек меньше, чем у мальчиков. По шкале "Директивность" у двенадцати- и тринадцатилетних девочек меньше, чем у двенадцати- и тринадцатилетних мальчиков соответственно, а у четырнадцатилетних девочек и мальчиков широта разброса показателей одинакова. По шкале "Враждебность" широта разброса показателей у двенадцати- и четырнадцатилетних девочек меньше, чем у мальчиков того же возраста, а у тринадцатилетних девочек широта разброса превышает разброс тринадцатилетних мальчиков. По шкале "Автономность" у двенадцати- и тринадцатилетних девочек меньше, чем у двенадцати- и тринадцатилетних мальчиков соответственно, а у четырнадцатилетних девочек и мальчиков широта разброса показателей одинакова. По шкале "Непоследовательность" у двенадцатилетних девочек и мальчиков широта разброса одинакова, у тринадцатилетних девочек – превышает, а у четырнадцатилетних девочек меньше, чем у мальчиков.

Страницы: 1 2 3 4


Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития
психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность.Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, т ...

Определение возраста в культурно-исторической теории развития
В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности - отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью. "К проблеме периодизации психического развития в детском возр ...

Когнитивная характеристика педагогической толерантности. Оценка учителями с разным уровнем педагогической толерантности качеств личности учащихся
Данные, полученные по методике семантического дифференциала Осгуда (качества личности ученика предложены Ю.Н. Кулюткиной, Г.С. Сухобской) отражены в таблицах 10, 11, рисунках 16-18. Можно отметить что, педагоги с низким и высоким уровнем педагогической толерантности используют для оценки личности учащихся разное сочетание качеств. Учите ...