[an error occurred while processing the directive]

Понятие темперамента.
Страница 1

В настоящее время под типом темперамента принято понимать совокупность психических свойств, закономерно и необходимо взаимно сочетающихся между собой у определенной группы людей и являющихся для них общими, определенная взаимосвязь свойств характеризует тип темперамента. Степень проявления разных свойств темперамента у разных людей одного и того же типа темперамента может быть различной, но их соотношение остается постоянным. В настоящее время для психологической характеристики типов темперамента применяются следующие основные его свойства:

1. Сенситивность - об этом свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека. Сюда относится наименьшая сила раздражителя, необходимая для возникновения ощущений, наименьшая степень удовлетворения потребности, вызывающая у человека радость и страдания.

2. Реактивность - это свойство характеризуется силой, с которой люди эмоционально реагируют на внешние или внутренние воздействия (угроза, обидное слово). Наиболее яркие проявления эмоциональность, впе­чатлительность.

3. Активность - выражается степенью воздействия человека на внешний мир, способность преодолевать препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость, сосредоточенность вникания.

4. Соотношение реактивности и активности, т.е. от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение, желания) или от целей, намерений, убеждений.

5. Темп реакций - скорость протекания психических процессов и реакций.

6. Пластичность - ригидность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.

7. Экстраверсия и интроверсия. При определении этого свойства учитывают: от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).

В психологической характеристике четырех традиционных типов темперамента можно увидеть отчетливо выраженное проявление данных свойств. Каждый тип темперамента соответственно характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. Эти характеристики представляют особую значимость для учителя при осуществлении индивидуального подхода к учащимся. Однако в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Действия Холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявление холерического темперамента зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Без богатства духовной жизни проявляется отрицательно: в раздражительности, эффективности.

Новые формы поведения у флегматиков вырабатываются медленно, но являются стойкими, Он ровен, спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникать положительные черты: выдержка, глубина мыслей, в других - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Реакция Меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

У американских авторов можно найти сопоставление некоторых индивидуальных психических особенностей со скоростью образования положительных и условных тормозных рефлексов. Сюда относятся исследования тревожности, или беспокойства. Состав психологических компонентов тревожности нельзя считать вполне определенным и установленным. Наиболее устойчивые и постоянные компоненты этого комплекса: состояние эмоционального напряжения (stress), переживание личной угрозы, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам, отнесение неудач и ошибок, за счет свойств своей личности, озабоченность, само мнительность, недовольство собой. Весь этот симптокомплекс обладает одним из основных отличительных признаков темперамента: от него зависит динамика деятельности. Но проявляется он лишь в ситуации опасности и зависит от мотивов и отношений личности. (13 с. 293)

Страницы: 1 2 3


Содержание деятельности руководителя (менеджера).
Основная задача менеджера – постоянно руководить людьми в процессе их труда. Цель управления людьми , вовлеченными в общий трудовой процесс – выполнение реальной работы и получение результатов. Работа менеджера в современных организациях состоит в том, чтобы научить правильно руководить людьми. С изменением конкретной управленческой с ...

Эмпирическое исследование умений и навыков ребенкаю Цель и методы исследования
Тема исследования: наблюдение за умениями и навыками ребенка 1 года 10 месяцев. Цель: выявить достигнутые умения и навыки. Метод исследования: наблюдение. 1 год. Ø Адекватно реагирует на окружающую обстановку; Ø Ходит, держась за руку или за какой-нибудь предмет мебели; Ø Вертится во все стороны, становится не ...

Исторический анализ понятия "детство"
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить “себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]