Понятие темперамента.Страница 3
Экстраверт и интроверт - два типа личности, описанные в 20-х годах Юнгом; в основании деления положена установка индивида вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении или в реакциях на различные стимулы. Экстраверт - индивид, мысли, чувства, интересы и действия которого направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям. Интроверт - индивид, психическая энергия которого направлена на самого себя. Его мысли, интересы и даже собственные действия обращены на "собственное Я". У него проявляется склонность к рефлексии, замкнутость, постоянный анализ своих собственных психических состояний. С трудом контактирует с окружающими. Айзенк утверждает, что в основе экстравертно-интроверного поведения лежат врожденные особенности, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения, к числу показателей экстраверсии-интроверсии, он отнес скорость образования и угасания условной реакции и уровень сенсорной чувствительности, показатели, которой многие психологи используют для определения свойств темперамента. Учитывая это, можно утверждать, что между типом нервной системы и экстраверсией-интроверсией имеется большое сходство. Существует также связь между уровнем реактивности и мерой зкстрэверсии-интроверсии, связь между экстраверсией-ннтроверсией и временной характеристикой поведения. Экстраверсия сопутствует большой подвижности поведения, тогда как интроверсия сочетается с подвижностью.
Другое свойство личности - тревожность также связана с чертами темперамента. На связь между реакциями страха и темперамента указывал еще Павлов, который обращал внимание, что одной из форм поведения, отличающих слабый тип от сильного, является большое беспокойство слабого типа. В ряде исследований доказано, что тревожность повышается с ростом уровня реактивности, малая реактивность соответствует отсутствию тревожности.
Темперамент можно оценивать с точки зрения адаптивных возможностей индивида и той роли, которую темперамент играет в процессе поддержания равновесия между организмом и средой. Павлов с этой точки зрения считает предпочтительнее темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни холерик, что обусловлено отсутствием уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Наименее приспособлен к жизни меланхолик из-за низкой работоспособности (выносливости) нервной системы. Оценку темперамента или его отдельных свойств с точки зрения адаптивных возможностей следует производить в зависимости от конкретной ситуации, т.е. диалектически. Одни и те же свойства темперамента в разных условиях, в разной среде приобретают различную ценность для индивида с разной структурой темперамента.
Деятельность Антона Семеновича Макаренко
Также важен педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко. Он организовывал и руководил колониями для трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского».
Основа воспитательной системы Макаренко заключается в развитии личности в коллективе. Этапы формирования ко ...
Влияния педагогической толерантности на эффективность педагогической
деятельности
Коммуникативная и социокультурная толерантность оказывают влияние на эффективность обучающей и воспитательной деятельности, чем выше уровень коммуникативной толерантности (10) и социокультурной толерантность (14), тем выше эффективность обучающей (16) и воспитательной (17) деятельности учителя (см. рисунок 6.1, 6.2.).
Рис. 6.1. Взаим ...
Развитие социального поведения в дошкольном возрасте
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:
Культурные навыки – представляют собой совокупность спец ...
