Понятие темперамента.
Страница 3

Экстраверт и интроверт - два типа личности, описанные в 20-х годах Юнгом; в основании деления положена установка индивида вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении или в реакциях на различные стимулы. Экстраверт - индивид, мысли, чувства, интересы и действия которого направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда прис­посабливается к новым ситуациям. Интроверт - индивид, психическая энергия которого направлена на самого себя. Его мысли, интересы и даже собственные действия обращены на "собственное Я". У него проявляется склонность к рефлексии, замкнутость, постоянный анализ своих собственных психических состояний. С трудом контактирует с окружающими. Айзенк утверждает, что в основе экстравертно-интроверного поведения лежат врожденные особенности, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения, к числу показателей экстраверсии-интроверсии, он отнес скорость образования и угасания условной реакции и уровень сенсорной чувствительности, показатели, которой многие психологи используют для определения свойств темперамента. Учитывая это, можно утверждать, что между типом нервной системы и экстраверсией-интроверсией имеется большое сходство. Существует также связь между уровнем реактивности и мерой зкстрэверсии-интроверсии, связь между экстраверсией-ннтроверсией и временной характеристикой поведения. Экстраверсия сопутствует большой подвижности поведения, тогда как интроверсия сочетается с подвижностью.

Другое свойство личности - тревожность также связана с чертами темперамента. На связь между реакциями страха и темперамента указывал еще Павлов, который обращал внимание, что одной из форм поведения, отличающих слабый тип от сильного, является большое беспокойство слабого типа. В ряде исследований доказано, что тревожность повышается с ростом уровня реактивности, малая реактивность соответствует отсутствию тревожности.

Темперамент можно оценивать с точки зрения адаптивных возможностей индивида и той роли, которую темперамент играет в процессе поддержания равновесия между организмом и средой. Павлов с этой точки зрения считает предпочтительнее темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни холерик, что обусловлено отсутствием уравно­вешенности процессов возбуждения и торможения. Наименее приспособлен к жизни меланхолик из-за низкой работоспособности (выносливости) нервной системы. Оценку темперамента или его отдельных свойств с точки зрения адаптивных возможностей следует производить в зависимости от конкретной ситуации, т.е. диалектически. Одни и те же свойства темпера­мента в разных условиях, в разной среде приобретают различную ценность для индивида с разной структурой темперамента.

Страницы: 1 2 3 


Эмоции и чувства
В жизни человека в формировании и развитии его личности эмоции и чувства играют огромную роль. Эмоции возникли в ходе эволюции как способы поведения организмов в типичных ситуациях – это наиболее древние по происхождению психические состояния и процессы. Эмоциями называют такие состояния как страх, гнев, радость, нежность. Жизнь без эмо ...

Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте учебная Деятельность становится ведущей. Компоненты учебной Деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка. Мотивация – учебно-познавательная, потребность в саморазвитии (по Эльконину). Мотивационная сфера (Леонтьев). Развиваются разнообразные социальные мотивы. Главный мотив уч ...

Место социальной психологии в системе научного знания
Подход к проблеме. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольн ...