Понятие темперамента.Страница 2
Тревожность наблюдается также при неудовлетворении мотивов и во всяком психологическом конфликте типа фрустрации. Состояние тревожности не является имманентным свойством, присущему определенному темпераменту. Оно появляется лишь при определенных нарушениях в системе мотивов и отношений личности.
Другой комплекс психических особенностей - ригидность, изучавшийся в англо-американских исследованиях, может быть поставлен в связь, с общим типом нервной системы по косвенным признакам. Каттэл определяет ригидность как трудность изменения давно установившихся привычек при наличии новых требований. В отечественных работах под ригидностью понимается медленное включение в новую работу и медленное переключение с одной работы на другую, медленное усвоение и перестройка навыков и медленное приспособление к новой обстановке. В этот симптомокомплекс входят не только эмоционально-волевые особенности, но и интеллектуальные, и черты, характеризующие динамику самосознания и самооценки. Все эти особенности соответствуют отличительным признакам темперамента. Ригидность изучалась и при помощи таких испытаний, которые могут быть вполне однозначно истолкованы в Физиологическом отношении. У высоко ригидных ниже критическая частота мельканий, Шварц (1959) установил, что низкий порог критической частоты мельканий соответствует инертности нервных процессов, данные говорят о том, что степень инертности нервных процессов играет существенную роль в ригидности. Таким образом, ригидность и соответствующие ей особенности обладают отличительными признаками свойств темперамента.
Личность представляет собой неповторимый и специфический для каждого индивида контур регуляторных структур, возникающих только в индивидуальном развитии под влиянием окружающей среды. К ней относятся определенные общественные и культурные условия, а также детерминированные ими процессы воспитания, благодаря которым можно активно и сознательно влиять на формирование принятых образцов; норм и правил поведения, при таком понимании личности, темперамент в лучшем случае имеет весьма косвенное отношение к ее формированию и генезису. Однако это представление неверно. Личность развивается на основе первичных влечений, которые специфичны для каждого индивида (жажда, голод, страх), Эта специфичность определяется энергетическим уровнем, т.е: силой, интенсивностью, временными параметрами. Это выражается в том, что в одних и тех же условиях разные дети ведут себя по-разному. Те формы поведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются в раннем онтогенезе, не могут быть безразличны для окружающих. К различному поведению ребенка родители применяют разные воспитательные приемы, например, младенец, который много и сильно плачет, как правило, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок, спокойно лежащий и не "докучающий" окружающим. Поэтому, свойства темперамента в целом, определяя способ обращения и воспитания с ребенком, влияют на образование определенных познавательных и деятельностных структур или на формирование соответствующих мотивов поведения. Хотя это влияние является косвенным, свойства темперамента выступают как один из факторов, определяющих то или иное обращение с индивидом. Одним из Факторов, дифференцирующих личности у детей, являются свойства темперамента. Об этом говорят, например, характеристики энергетического уровня поведения. Механизм физиологической чувствительности усиливает или снижает интенсивность стимуляции. Одно и тоже наказание может выступать как совершенно разные наказания, если даже предположить, что дети не отличаются друг от друга ничем, кроме темперамента. Роль темперамента в формировании личности заключается, прежде всего в том, что он определенным образом модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды. Влияние темперамента на формирование личности ребенка выражается в следующих формах:
1. Проявление темперамента влияет на обращение с ребенком окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность. Личность формируется под влиянием постоянного обращение с ребенком близких ему людей.
2. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окружающую его обстановку и систему воспитания. Свойства темперамента определяют интенсивность и продолжительность воспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формирования личности.
3. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами определенных черт личности. Существуют данные, указывающие на совместные проявления свойств темперамента и определенных черт личности. Опираясь на параметры условно рефлекторных процессов, судят об отдельных свойствах темперамента. Сходными, а иногда идентичными показателями пользуются психологи, изучающие такие характеристики личности, как экстравертированность-интровертированность и уровень тревожности.
Обработка собранного эмпирического материала
В ходе исследования было выявлено, что адекватную самооценку имеют 26,6%, заниженную – 26,6% и завышенную – 46,7% учащихся.
№
Ф.И.О. учащегося
коэффициент по положительному множеству
коэффициент по отрицательному множеству
1
Ашукевич Лена
0.6
0.2
2
Белоусов Саша
0.4
0.8
3
Бойтик Влада
...
Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте.
По вопросу об изменении личности старых людей существует множество противоречивых мнений. Они отражают различные взгляды исследователей на сущность старения и на трактовку понятия "личность". Некоторые авторы отрицают, какие либо существенные изменения личности в старости. Другие, все соматические и психические изменения, да и ...
Трансакционный анализ Э.Берна. Структурный анализ.
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотношения с определенным состоянием его ...