Параметры психологической характеристики педагогически запущенных детейСтраница 3
Леонид П.
Уровень школьной мотивации низкий. Такие школьники посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Учебная деятельность, как правило, сопровождается серьезными затруднениями. Адаптация к школе неустойчивая. Рисунок в рамках методики «Школа зверей» не закончен. Учитель не изображен. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша указывает на тревожность. Уровень развития интеллекта соответствует низкому уровню, что говорит о слабом развитии внимания, перцепции, наглядно-образного мышления и в целом о недостаточно сформированных навыках обучения. Рисунок несуществующего животного указывает на завышенную самооценку, тревожность, боязнь активных действий, нерешительность, вербальную агрессия защитного характера, слабый контроль своих суждений и действий, конформность. В сфере семейных отношений характерна разобщенность членов семьи, изолированность, восприятие семьи как недостаточной в воспитательном аспекте (семья неполная).
Михаил П.
Уровень школьной мотивации имеет средний показатель, что говорит о положительном отношении к школе, однако в большей степени к ее внеучебным сторонам. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. На рисунке «Школы зверей» изображены парты и доска, однако большинство учеников играют в мяч в стороне, что говорит о частичной сформированности позиции ученика и осознании своих задач как школьника. Сильный нажим говорит о тревожности. Очень высоко оценивается учитель. Уровень развития невербальной составляющей интеллекта имеет низкий показатель. В данном случае можно говорить о низком уровне развитии внимания, перцепции, наглядно-образного мышления и навыков обучения. Рисунок несуществующего животного указывает на следующие личностные особенности ученика: несколько заниженная самооценка, эгоцентризм, вербальная агрессия защитного характера, тревожность, легкость возникновения страхов, значимость окружающих. Семейные отношения характеризуются разобщенностью членов семьи, потребностью в эмоциональной близости.
В целом у этих детей низкий уровень школьной мотивации, навыки обучения сформированы недостаточно. Среди личностных особенностей на первый план выступает завышенная или заниженная самооценка, тревожность, легкость возникновения опасений и защитная агрессия. Внутрисемейные отношения этих детей характеризуются слабыми эмоциональными контактами между членами семьи и их разобщенностью.
Таблица 2.1
Индивидуально-личностные особенности учащихся
№ |
Испытуемый |
Школьная мотивация (по Лускановой) |
Уровень интеллекта |
Личностные особенности |
Особенности семейных взаимоотношений |
1 |
Алина Б. |
высокая |
высокий |
Самооценка в норме. Эгоцентризм, увлеченность, демонстративность, значимость окружающих. Отсутствие агрессии. |
Тесные эмоциональные контакты в семье |
2 |
Екатерина П. |
высокая |
высокий |
Немного завышенная самооценка, эгоцентризм, увлеченность деятельностью, склонна планировать и осуществлять задуманное, общительность. Стремление к распространению. Тревожность. Агрессия защитного характера. |
Наличие эмоциональных контактов в семье, особенно тесные с бабушкой. |
3 |
Валерия Х. |
высокая |
средний |
Самооценка в норме. Эгоцентризм, увлеченность, демонстративность, значимость окружающих. Отсутствие агрессии. |
Тесные эмоциональные контакты с родителями. |
4 |
Ольга С. |
высокая |
высокий |
Самооценка в норме. Увлеченность деятельностью, ценит эрудицию в других. Общительность. Тревожность, связанная с запретами со стороны взрослых. |
Сверхтесные эмоциональные контакты в семье, потребность в близости. |
5 |
Евгения Р. |
высокая |
средний |
Самооценка в норме. Увлеченность деятельностью. Значимость окружающих, заинтересованность в информации. Вербальная агрессия защитного характера. Легкость возникновения страхов и опасений. |
Тесный эмоциональный контакт с матерью, некоторая разобщенность с отцом. |
6 |
Мария Н. |
высокая |
средний |
Самооценка в норме. Эгоцентризм, демонстративность. Потребность в опоре, значимость окружающих. Склонность к вербальной агрессии. Не всегда положительная оценка своих действий. |
Разобщенность членов семьи, потребность в близости |
7 |
Иван Д. |
хорошая |
высокий |
Самооценка в норме. Эгоцентризм. Творческий подход, низкая конформность. Тревожность, контроль своего поведения. Значимость окружающих. |
Тесные эмоциональные контакты с матерью (неполная семья). Потребность в эмоциональном тепле, недостаток общения. |
8 |
Максим Л. |
хорошая |
средний |
Самооценка слегка занижена. Эгоцентризм. Любознательность. Желание участвовать в мероприятиях. Защитная агрессия. Тревожность, легкость возникновения страхов. Значимость окружающих. |
Тесные эмоциональные контакты в семье. Большая значимость отца в семье. |
9 |
Виктор Т. |
хорошая |
средний |
Самооценка в норме. Любознательность, увлеченность деятельностью, обдуманность при принятии решения. Общая тревожность, нерешительность, боязнь активных действий. |
Наличие эмоциональных контактов в семье. Слабая связь брата с семьей. |
10 |
Елена Ч. |
хорошая |
средний |
Самооценка в норме. Увлеченность деятельностью, обдуманность, рациональность при принятии решений. Тревожность, боязнь агрессии, потребность в защите. |
Тесные эмоциональные контакты с родителями и сестрой. |
11 |
Павел Р. |
средняя |
средний |
Самооценка в норме. Эгоцентризм. Вербальная агрессия защитного характера. Наличие внутреннего противоречия. Тревожность, контроль своего поведения. Значимость окружающих. |
Тесные эмоциональные контакты с родителями. |
12 |
Михаил П. |
средняя |
низкий |
Самооценка слегка занижена. Эгоцентризм. Вербальная агрессия защитного характера. Тревожность, легкость возникновения страхов. Значимость окружающих. |
Разобщенность членов семьи, потребность в эмоциональной близости. |
13 |
Ирина В. |
средняя |
средний |
Самооценка слегка завышена, общительность, Неконформность, творческий подход, любознательность. Неконфликтоность. Тревожность. |
Тесные эмоциональные контакты с матерью (семья неполная). |
14 |
Леонид П. |
низкая |
низкий |
Завышенная самооценка, тревожность, боязнь активных действий, нерешительность. Вербальная агрессия защитного характера. Слабый контроль своих суждений и действий. Конформность. |
Разобщенность членов семьи, изолированность, восприятие семьи как недостаточной (семья неполная). |
15 |
Вадим К. |
низкая |
средний |
Завышенная самооценка, уверенность в себе. Любознательность. Обдуманность. Рациональность при принятии решений, общая тревожность. Нерешительность, боязнь активных действий. Контроль своих суждений. Наличие внутреннего противоречия. |
Ослабленность эмоциональных контактов между детьми и родителями в семье (родители находятся в процессе развода). |
16 |
Игорь Ж |
низкая |
низкий |
Заниженная самооценка, неуверенность. Демонстративность. Эгоцентризм. Тревожность. Легкомысленное отношение к окружающим. Готовность к защите (в процессе деятельности). Неудовлетворенность потребности в общении. |
Нарушение внутрисемейных контактов, разобщенность членов семьи. |
17 |
Сергей О. |
очень низкая |
низкий |
Заниженная самооценка, недовольство собой. Интровертность. Ярко выраженная агрессия, страхи. Тревожность, настороженность. Защита от взрослых, боязнь активных действий, нерешительность. |
Подавленность, заброшенность или гиперопека. Высокая значимость матери в семье. |
Влияния педагогической толерантности на эффективность педагогической
деятельности
Коммуникативная и социокультурная толерантность оказывают влияние на эффективность обучающей и воспитательной деятельности, чем выше уровень коммуникативной толерантности (10) и социокультурной толерантность (14), тем выше эффективность обучающей (16) и воспитательной (17) деятельности учителя (см. рисунок 6.1, 6.2.).
Рис. 6.1. Взаим ...
Источники, движущие силы и условия развития ребенка в традиции основных направлений
современной психологии
В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и с ...
Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного
поведения у подростков.
Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуиров ...