Природа и причины стрессаСтраница 1
Неразрешимые и неуправляемые конфликты достаточно часто приводят к стрессам. Стресс – это явление, связанное с психикой человека, с нервным психологическим или физическим напряжением и приводящее к потере здоровья или даже смерти. Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс. Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Небольшие стрессы – это довольно обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным событием). Незначительные стрессы неизбежны и почти безвредны, но чрезмерное напряжение сил создает проблемы для каждого человека и, соответственно, организацией. Физиологические признаки стресса - язва желудка, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические его проявления – раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Чрезмерные стрессы снижают работоспособность человека, значительно ухудшают его здоровье.
Основной причиной стресса являются перемены. Любая, даже позитивная, перемена нарушает тот хрупкий баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. Отдельные сотрудники в различных организациях настолько подвержены влиянию стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставлять работу. Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации: реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде. Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над устранением факторов, вызывающих чрезмерный стресс. Таким образом, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума. Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (табл. 2 приложений) [5, с. 127-143]. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка работника. В этом случае у него возникает чувство беспокойства, безнадежности и материальных потерь. Конфликт ролей возникает тогда, когда работнику предъявляют противоречивые требования, например когда работник, с одной стороны, хочет быть принятым какой-то группой, а с другой – соблюдать требования руководства. В результате у него и возникает ощущение беспокойства и напряжения. Фактор неопределенности своей роли вызывает у работника неуверенность в себе. В отличие от конфликта ролей требования в этом случае непротиворечивы, но уклончивы и неопределенны.
Неинтересная работа – четвертый фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям. В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть и в результате плохих физических условий работы – из-за холода, недостатка освещения, чрезмерного шума и т.п. Разные события в жизни индивида также могут быть потенциальной причиной стресса. Наибольшее влияние на человека оказывают смерть родных, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные аномалии и т.п. Но и положительные факторы, такие, например, как свадьба, повышение по службе, выигрыш в лотерею также могут вызвать даже больший стресс [3].
Агрессия как психологический феномен. Понятие агрессивности и агрессии,
основные теоретические подходы
В психологии термин "агрессия" трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрес ...
Исследование объема внимания
Для проведения этого исследования необходим хотя бы простейший тахистоскоп. В прорези или на экране тахистоскопа на очень короткое время (0,20—0,25 сек.) предъявляются карточки с написанными на них буквами, не составляющими слова, или цифрами. После каждого предъявления испытуемый воспроизводит виденные объекты. Предъявляется последоват ...
Назначение, условия применения, процедура обработки, интерпретаций
результатов одной из методик, диагностики, коррекции или развития.
Метод диагностики межличностных отношений. Адаптированный вариан
Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя - своё актуальное «Я» на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. Предусмотрена специальная сетка- регистрационный лист, на котором номера- от 1 до 128- размещены по порядку таким образом, чтобы дальнейши ...