Заключение

В ходе данной работы были проанализированы существующие подходы к понятию педагогической запущенности (в работах Заседателевой Э.Б., Баженова В.Г., Алемаскина М.А., Овчаровой Р.В., Невского И.А., Белкина А.С., Зюбина Л.М. и др.). Было установлено, что под педагогической запущенностью понимается состояние личности ребенка, обусловленное, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы. Следствием является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности, проявлениями которой будут труднообучаемость, трудновоспитуемость.

Особенностями проявления педагогической запущенности в младшем школьном возрасте являются: дисгармония мотивов учения, неадекватный уровень притязаний, низкая учебно-познавательная активность, несбалансированность развития познавательных процессов, слабое владение основными способами учебных действий, неуспешность учения, высокий уровень тревожности. Специфика развития познавательной сферы запущенных младших школьников связана не с общим снижением уровня интеллектуальных функций, а с их своеобразием. Общее интеллектуальное развитие детей находится на уровне статистической нормы при нарушении баланса его вербального и невербального параметров в пользу последнего. Доминирующими характеристиками психоэмоционального состояния детей являются эмоциональная возбудимость, нестабильность, общая психическая напряженность. Поведенческая сфера педагогически запущенного младшего школьника характеризуется несамостоятельностью, неуверенностью, неорганизованностью, пассивностью, слабоволием, либо упрямством, негативизмом, подавленностью, раздражительностью, агрессивностью.

Психологическая коррекция педагогической запущенности в младшем школьном возрасте подразумевает комплексное воздействие на личность запущенного ребенка, его самосознание, общение и деятельность и должна затрагивать мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и поведенческую сферы личности. Эта особенность предполагает параллельность в работе с запущенным ребенком и его микросоциумом, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы, ее психологических и педагогических методов.

Для осуществления педагогической коррекции педзапущенности детей необходимы постоянная работа по снятию напряжения, понимание, доверие, анализ конфликтных ситуаций, позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребенка со сверстниками, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог, позитивное стимулирование, авансирование успеха, его создание, наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, опережающее консультирование, эмоциональное поглаживание, ожидание завтрашней радости, личностная перспектива ребенка. К методам психокоррекции, используемым в случаях педагогической запущенности детей относят когнитивную тренировку, развитие произвольности поведения, терапию искусством, игровую коррекцию поведения, ролевое научение, коммуникативную игру, статусное перемещение детей, замещение реального партнера по игре, демонстрацию групповой поддержки, снижение зависимости от учителя, десенсибилизацию к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных успехов, отреагирования школьных страхов, психологический массаж, идентификацию и др.

При разработке психокоррекционной программы и организации индивидуальной работы с педагогически запущенным младшим школьников необходимо, прежде всего, всесторонне изучить ребенка и его развитие и выявить проблему педагогической запущенности. К коррекционной работе необходимо подключать всех специалистов социально-психологической службы, коррекционная программа должна включать в себя работу не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями.

Нами была разработана программа психокоррекционных тренинговых занятий для педагогически запущенных младших школьников с целью способствания гармонизации личности и изменения социально-педагогической ситуации их развития. Тренинг включает в себя 9 занятий по 30 минут и направлен на развитие:

- развитие учебно-познавательной мотивации;

- повышение уровня целенаправленности;

- развитие познавательных процессов и овладение основными способами учебных действий;

- повышение уровня учебно-познавательной активности, формирование мотивация достижения;

- развитие речи и словарного запаса;

- формирование адекватной самооценки и уверенности в себе, снижение уровня агрессивности;

- изменение психоэмоционального состояния (снижение уровня общей психической напряженности, тревожности и эмоциональной возбудимости).

В программу тренинговых занятий включены развивающие упражнения и их комплексы, направленные на развитие познавательных способностей младшего школьника, когнитивная тренировка, развитие произвольности поведения, ролевой диалог, психогимнастические упражнения по развитию коммуникативных навыков, рефлексии, уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, снятию эмоционального напряжения.


Психоактивные вещества (пав). характеристика пав и основные понятия
Психоактивное вещество (ПАВ) - любое вещество способное при однократном приеме изменять психическое состояние человека (настроение, самоощущение, восприятие окружающего), физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, при систематическом приеме способно вызывать психическую или физическую зависимость. В настоящее вр ...

Информация и мозг
Нейрофизиологи экспериментально доказали, что у человека ежесуточно отмирает примерно 100 тыс. нейронов, которые не используются в осуществлении тех или иных физических процессов (машина тоже ржавеет без употребления). Процесс отмирания не оказывает никакого воздействия на общее состояние сознания. По мнению ученых, человек имеет доступ ...

Признаки индивидуально стиля педагога
Одаренный, творческий человек – это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. ...