ВведениеСтраница 1
Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения и его структуры.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.
Представляется важным, что в школе проверяются разные стратегии обучения. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей обучения предмету в целом.
«Дидактика сейчас уже не может ограничиваться областью знаний и навыков, как бы ни важна была эта область,— писал Л.В. Занков.— Необходима разработка научно-педагогических основ такого построения учебного процесса, которое давало бы оптимальный результат в развитии школьников. Следовательно, нужно изыскать новые принципы, правила, требования, которые соответствовали бы этой задаче .»
Один из возможных вариантов является построение учебной деятельности через основы мотивации.
В любой деятельности, в учебной в том числе, если речь идет о её продуктивности, присутствует: потребность, мотив, концентрация внимания, принятие решения. Только такая цепочка может дать качественный результат исполнения.
Учебная деятельность - специфический вид активности ребенка, направленный на познание окружающего мира.
Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание и понимание такого аспекта обучения как, мотивация учебной деятельности и пути ее формирования.
Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром.
Как показывают исследования, при традиционной системе обучения существенных изменений мотивации учения школьников от первого класса к третьему без специального вмешательства со стороны педагогов не происходит. Если у ученика нет побуждающих к деятельности мотивов, то деятельность не принесет результатов.
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы - очень сложные образования, представляющие собой системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.
Мотивы всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом. Мотивы не всегда осознаются учителями и учащимися.
Истинный источник мотивации школьника находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.
Исследование уровня развития общих способностей детей младшего школьного
возраста. Методика определения общих способностей у детей
младшего школьного возраста
Роль школы состоит в том, чтобы дать ребенку знания и умения, необходимые для разных видов конкретной человеческой деятельности (работы на разных участках общественного производства, науки, культуры), и развить соответствующие психические качества. Значение периода от рождения до поступления в школу заключается в подготовке более общих, ...
Методы и методики исследования
Для формулирования требований к отбору методов исследования мы включили те, которые могли фиксировать индивидуально - психологические особенности личности педагогов.
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов и методик: сравнительный ...
Психологическая
структура личности
Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, "фундаментальное значение имеет сознание . Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности". Сознание, и мы уже это отметили, является тем структурным компонентом, который цементирует ...
