Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом и некоторыми чертами характера. Организация и методики исследования.
Страница 1

Психологические материалы » Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом » Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом и некоторыми чертами характера. Организация и методики исследования.

Целью нашего исследования стало изучение связи агрессивного поведения и темперамента подростка.

Предмет исследования: взаимосвязь показателей агрессивности и темперамента.

В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение, что существует связь между агрессивным поведением и психофизиологическими особенностями личности.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в ходе эмпирического исследования решались следующие задачи: 1. Изучить особенности агрессивного поведения подростков.

Исследовать темперамент подростков.

1. Проанализировать взаимосвязь агрессивности и темперамента.

В качестве методик исследования мы использовали:

1. Тест-опросник Басса-Дарки. (текст в Приложении №1,2)

Цель: Определить уровень деструктивных тенденций

Инструкция: Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.

Обработка результатов: Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:

1. Физическая агрессия: «да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

«нет» - № 9,17,41.

2. Косвенная агрессия: «да» - № 2,18,34,42, 56, 63;

«нет» - № 10, 26, 49.

3. Раздражение: «да» - № 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

«нет» - № 11, 35, 69.

4. Негативизм: «да» - № 4, 12, 20, 23, 36.

5. Обида: «да» -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;

«нет» -№ 44.

6. Подозрительность: «да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

«нет» - № 65,70.

7. Вербальная агрессия: «да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73;

«нет» - № 39, 74, 75.

8. Угрызения совести, чувство вины: «да» - № 8.16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой , так и мотивационной) включает в себя шкалы 1 , 3 , 7 .

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс- минус 4 , а враждебности – 6,5-7 плюс- минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.

2. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова (текст в Приложении №3-4).

Цель: Определение и общая характеристика типа темперамента.

Инструкция: Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естест­венный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе, которая соответствует ут­верждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:

1 — не характерно,

2 — мало характерно,

3 — довольно характерно,

4 — характерно.

Обработка результатов УКАЗАНИЯ ПО ОБРАБОТКЕ

Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. При обследовании больших массивов испытуемых целесо­образно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы, а также дата проведения обследования. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные, в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.

Страницы: 1 2 3 4


«Методологический тест: методология и особенности»
Гомеостаз, в первом приближении, просветляет методологический конформизм, что отмечают такие крупнейшие ученые как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм. Чувство осознаёт депрессивный гештальт, это обозначено Ли Россом как фундаментальная ошибка атрибуции, которая прослеживается во многих экспериментах. Чем больше люди узнают друг друга, те ...

Требования к тренингу
Очень популярными стали групповые формы психологических занятий. Групповой процесс подчинен определенным законам и правилам. В каждой тренинговой группе могут быть свои особые правила, но определенные правила должны лежать в основе ее работы. Существует множество правил группового поведения. Перечислим самые важные из них. Правило перс ...

Общая характеристика семьи
Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеиз ...