Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом и
некоторыми чертами характера. Организация и методики исследования.Страница 1
Целью нашего исследования стало изучение связи агрессивного поведения и темперамента подростка.
Предмет исследования: взаимосвязь показателей агрессивности и темперамента.
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение, что существует связь между агрессивным поведением и психофизиологическими особенностями личности.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в ходе эмпирического исследования решались следующие задачи: 1. Изучить особенности агрессивного поведения подростков.
Исследовать темперамент подростков.
1. Проанализировать взаимосвязь агрессивности и темперамента.
В качестве методик исследования мы использовали:
1. Тест-опросник Басса-Дарки. (текст в Приложении №1,2)
Цель: Определить уровень деструктивных тенденций
Инструкция: Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.
Обработка результатов: Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:
1. Физическая агрессия: «да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
«нет» - № 9,17,41.
2. Косвенная агрессия: «да» - № 2,18,34,42, 56, 63;
«нет» - № 10, 26, 49.
3. Раздражение: «да» - № 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
«нет» - № 11, 35, 69.
4. Негативизм: «да» - № 4, 12, 20, 23, 36.
5. Обида: «да» -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;
«нет» -№ 44.
6. Подозрительность: «да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
«нет» - № 65,70.
7. Вербальная агрессия: «да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73;
«нет» - № 39, 74, 75.
8. Угрызения совести, чувство вины: «да» - № 8.16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67.
Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.
Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой , так и мотивационной) включает в себя шкалы 1 , 3 , 7 .
Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс- минус 4 , а враждебности – 6,5-7 плюс- минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.
2. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова (текст в Приложении №3-4).
Цель: Определение и общая характеристика типа темперамента.
Инструкция:
Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:
1 — не характерно,
2 — мало характерно,
3 — довольно характерно,
4 — характерно.
Обработка результатов УКАЗАНИЯ ПО ОБРАБОТКЕ
Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы, а также дата проведения обследования. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные, в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.
Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии. Геронтология
в системе наук о человеке.
В последнее десятилетие, в связи с увеличением продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем совр ...
Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.
Методика Марселя Прокуса рассчитана на работу с детьми в возрасте 4 – 7 лет. Основным принципом методики является выравнивание психомоторного развития путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь.
Моторная область корригируется по следующим параметрам: нормализация мышечного т ...
Методы опроса
Беседа, интервью, анкетирование. Беседа - это самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной фо ...
