[an error occurred while processing the directive]

Условия формирования учебно-познавательной мотивации
Страница 2

- использовать эффективную поддержку детских инициатив;

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Хорошие учителя — это всегда мастера мотиваций. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет:

1. поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;

2. ободрять учеников при возникновении у них трудностей;

3. поддерживать положительную обратную связь;

4. заботиться о разнообразии методов обучения;

5. приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;

6. поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

7. учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;

8. формировать чувство долга, ответственности;

9. учить предъявлять требования прежде всего к самому себе. [18]

Как солнце нужно всему живому, так и развитию мотивации не обходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие:

Дети любопытны. Они проявляют особенное внимание к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства», учиться управлять им.

Подобное же происходит и в том случае, когда школьникам не за что «зацепиться» в своем прошлом опыте познания. Вот как пишет об этом Л. С. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу - таково правило». Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п. Если вам удастся вплести в канву урока этот эффект, считайте, что вам уже удалось пробудить у ваших учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.

К поиску объяснений подталкивают противоречия. Дети стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Сталкиваясь с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Если вам удастся поставить под сомнение доступную учащимся логичность объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учебном материале противоречия, тогда вы пробудите в учащихся интерес к познанию истины.

Эти приемы мотивации срабатывают, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше обучаемым доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем в процессе обучения и тем меньше их обескураживают неудачи. Поэтому одна из самых эффективных форм мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность в собственных силах.

Постоянной заботой учителей остается создание ситуаций для поддерживания у школьников общего положительного отношения к учению, школе, учителям. Созданию такого отношения способствует целенаправленная деятельность учителей.[19]

Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

В ряде исследований показано, что сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, насколько ясно осознается младшим школьником цель, смысл деятельности. Вполне понятно, что младший школьник еще не осознает смысл своей деятельности, поэтому важно продумывать систему контроля на каждом этапе деятельности. Здесь сам собой встает вопрос, как же оценивать, и что оценивать. Для формирования внутренней мотивации нужно уметь оценивать не результат учебной деятельности, а способ выполнения деятельности. При этом нельзя ученика сравнивать с другими, что кто-то справился лучше.

Если ученик за работу в тетради получил отметку «3», но при этом учительница при всем классе похвалила его за какой-то этап, выполненный очень хорошо (предложение в сочинении, правильно решенный пример, аккуратность заполнения и т.д.), то это и является наличием перспективы деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Проффесиональное значение дисциплины психология и педагогика для деятельности менеджеров
Объектом психологической науки являются все живые существа. В связи с этим в психологической науке есть 2 раздела: зоопсихология (психология животных) и психология человека. Предметом психологической науки в разное время были: - душа человека (средневековье) - сознание человека - поведение человека - психика человека - закономернос ...

Шкала стандартных значений по уровню эмпатии
Пол Высокий Средний Низкий Очень низкий Юноши 33 – 26 25 – 17 16 – 8 7 – 0 Девушки 33 – 30 29 – 33 22 – 17 16 - 0 В нашем исследовании средний балл эмпатии составил – 22,2. ниже данного значения у 29 чел. Развитие эмаптии в подростковом возрасте будет позитивным при соответствующем в ...

Ввеление
Сейчас есть немало интересных и полных текстов о том, что такое осознанность. Развитию осознанности обучают многие духовные учителя и не только, в частности, некоторые западные школы психологии в неявной форме говорят о ней. Но часто многие люди путаются за видимым разнообразием различных техник и методов самотрансформации, однако, если ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]