Введение
При расследовании преступлений и рассмотрении дел в суде возникает необходимость использования специальных психологических знаний. Уголовно-процессуальный закон устанавливает две основные формы использования специальных знаний: 1) участие специалиста в следственных действиях (например, участие психолога при проведении допроса несовершеннолетнего); 2) назначение и производство судебных экспертиз. Эти формы имеют определенное сходство; отличаются же они по процессуальным особенностям, полномочиям и статусу лица, привлекаемого в качестве специалиста или эксперта.
Судебно-психологическая экспертиза представляет собой экспертное исследование, предметом которого служат факты, относящиеся к психической деятельности человека и имеющие значение для органов правосудия. Важные исследования в этой области принадлежали Л. В. Владимирову, Я. А. Канторовичу, В. А. Внукову, А. Е. Брусиловскому и др. Значительный вклад в развитие отечественной судебно-психологической экспертизы внесли также М. М. Коченов.А. Р. Ратинов,А. В. Дулов,М. В. Костицкий.В. Т. Нор, Ю. М. Грошевой и др. В работах этих авторов не только предлагается определение предмета и методов судебно-психологической экспертизы, функций судебного эксперта, но и рассматриваются проблемы, относящиеся к основаниям назначения экспертизы, кругу решаемых ею вопросов, компетенции эксперта, порядку и условиям проведения комплексных экспертиз и возможностям государственных экспертных учреждений, где такие экспертизы должны и могут производиться на современном уровне. Основная функция судебно-психологической экспертизы состоит в получении на основе практического применения специальных психологических знаний и методов исследования новых фактов, позволяющих точно и объективно оценивать индивидуальные особенности психики человека (индивидуально-психологических особенностей личности, психических состояний в тот или иной момент, особенностей познавательных процессов и др.). Нужно отметить, что судебно-психологическая экспертиза исследует проявления человеческой психики, которые не выходят за пределы нормы (исследование проводится в отношении психически здоровых людей). Поэтому необходимо отграничивать предмет судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической (исследующей определенные нарушения или психические заболевания).
Психодиагностика: понятие, цели, методы
В научной литературе понятие психодиагностика было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время существует несколько наиболее часто употребляемых определений. Вот некоторые из них:
· Психодиагностика – это совокупность тестов, позволяющих «инструментально» оценить психику человека.
· Психодиагностика ...
Психологическая структура личности юриста
Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально - психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности, выявление лиц, п ...
Выводы
Данные эмпирического исследования свидетельствуют, что ведущими ценностями для студентов являются семья и карьерный рост-то есть, ценности, которые приоритетны для большинства членов общества. Это свидетельствует о том, что выявлена тенденция ориентации студентов на нормативные ценности.
Значимым для самореализующейся личности является ...
