Экспериментальное исследование. Методы и организация экспериментального исследования
Как показал теоретический анализ, система семейных ценностей может меняться в зависимости от «стажа» брака, семьи. Поэтому для исследования системы ценностей супружеской пары нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали 10 супружеских пар. Супруги в возрасте до 40 лет, для всех участников эксперимента брак первый. Продолжительность совместной жизни у пяти семей от 1 года до 3 лет, у других пяти семей – от 10 – 15 лет.
Цель эксперимента: Выявить, как изменяется система ценностей в супружеских отношениях.
Задачи:
1. Подобрать психологический инструментарий.
2. Определить согласованность семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.
3. Сделать вывод об особенностях изменения системы ценностей супружеской пары в зависимости от продолжительности брака.
Для определения согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре нами использовалась методика «РОП», разработанная А.Н. Волковой. Данная методика входит в комплексную программу практической работы с супружеской парой (см. приложение 1).
Методика «РОП» позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Каждому участнику были выданы бланки и тексты опросников с подробными инструкциями (Приложение 1). Участники самостоятельно отвечали на предложенные вопросы. Затем проводилась интерпретация методик.
Для определения ценностных ориентаций использовалась методика М. Рокича. Данная методика позволяет реконструировать и систему ценностей участников исследования, и изменения в ценностной системе конкретного человека в процессе реальной жизнедеятельности, выделить типичные системы ценностей мужей и жен для каждой экспериментальной группы на обоих этапах исследования. Бланки и инструкция приводятся в приложении 2.
Методика «Ценностные ориентации» представляет собой перечень жизненных целей (шкала 1) и средств их достижения (шкала 2) [19; 208—209]. Опрашиваемому предлагается упорядочить их в соответствии со степенью их значимости для него.
Развитие социального поведения младшего школьника
К концу первой ступени школы восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объёму. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-лог ...
Подход к интеллекту
Три аспекта интеллекта. В теоретическом плане наиболее последовательную позицию здесь занимает Г. Айзенк [10]. Он выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный.
Первый из них представляет собой генетически детерминированную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных ...
Понятие гипотезы. Гипотеза и версия, их логические структуры.
Гипотеза есть форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.[5]
Слово "гипотеза" происходит от греч. hypothesis – "основание", "предположение". Если же исходить из этимологии термина "гипотеза", то под эт ...