Экспериментальное исследование. Методы и организация экспериментального исследования
Как показал теоретический анализ, система семейных ценностей может меняться в зависимости от «стажа» брака, семьи. Поэтому для исследования системы ценностей супружеской пары нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали 10 супружеских пар. Супруги в возрасте до 40 лет, для всех участников эксперимента брак первый. Продолжительность совместной жизни у пяти семей от 1 года до 3 лет, у других пяти семей – от 10 – 15 лет.
Цель эксперимента: Выявить, как изменяется система ценностей в супружеских отношениях.
Задачи:
1. Подобрать психологический инструментарий.
2. Определить согласованность семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.
3. Сделать вывод об особенностях изменения системы ценностей супружеской пары в зависимости от продолжительности брака.
Для определения согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре нами использовалась методика «РОП», разработанная А.Н. Волковой. Данная методика входит в комплексную программу практической работы с супружеской парой (см. приложение 1).
Методика «РОП» позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Каждому участнику были выданы бланки и тексты опросников с подробными инструкциями (Приложение 1). Участники самостоятельно отвечали на предложенные вопросы. Затем проводилась интерпретация методик.
Для определения ценностных ориентаций использовалась методика М. Рокича. Данная методика позволяет реконструировать и систему ценностей участников исследования, и изменения в ценностной системе конкретного человека в процессе реальной жизнедеятельности, выделить типичные системы ценностей мужей и жен для каждой экспериментальной группы на обоих этапах исследования. Бланки и инструкция приводятся в приложении 2.
Методика «Ценностные ориентации» представляет собой перечень жизненных целей (шкала 1) и средств их достижения (шкала 2) [19; 208—209]. Опрашиваемому предлагается упорядочить их в соответствии со степенью их значимости для него.
Концепция ИСД Климова Е.А.
В 1969 году в монографии, посвященной стилю деятельности, Е.А. Климов подчеркнул, что стиль деятельности связан со многими особенностями личности, а не только с типологическими свойствами нервной системы. Не существует индивидуального стиля, однозначно определенного только природными особенностями человека, стиль является интегральным э ...
Развитие социального поведения в подростковом возрасте
Тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно - группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подр ...
Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
Этнические конфликты, представляют собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому психология не может оставить их вне поля своего зрения. Для психологов важно определить, что является этн ...