Психологическая характеристика потребностно-мотивационной и индивидуальной сфер.
Страница 1

Психологические материалы » Человек как субъект и объект деятельности следователя » Психологическая характеристика потребностно-мотивационной и индивидуальной сфер.

Источником активности личности являются потребности. Потребности - это нужда в чем-то или ком-то. Выделяют различные виды потребностей:

• по происхождению: естественные и культурные и по предмету: материальные и идеальные. Потребности характеризуются следующими особенностями:

1. предметность (потребность - это всегда нужда в чем-то, ком-то)

2. конкретное содержание потребность приобретает в зависимости от условий и способов ее удовлетворения

3.воспроизведение потребности (после удовлетворения потребность возникает вновь)

4. развиваются потребности через их удовлетворение

5. индивидуальные особенности определяются тремя параметрами:

• сила - значимость данной потребности для человека, ее актуальность, чистота возникновения (более сильные потребности - более значимы, чаще возникают, доминируют над другими, их удовлетворение необходимо в первую очередь)

• количество - число разнообразных потребностей, имеющихся у человека

• качество (своеобразие) - предметы, с помощью которых можно удовлетворить данную потребность и предпочитаемый способ удовлетворения.

Потребности могут проявляться в различных формах:

• интерес (направленность личности на предметы и явле­ния действительности, получение знаний о них)

• склонность (стремление заниматься определенной деятельностью, сочетание устойчивого интереса со стремлением самому действовать в этом направлении)

• убеждение (сочетание интереса, склонности, чувств и высокой степени осознания, система убеждений образует мировоззрение)

• идеал (образ, которым руководствуется человек в своих действиях и который определяет план самовоспитания)

Однако в самой потребности жестко не зафиксирован предмет ее удовлетворения, т.е. потребность может быть удовлетворена с помощью разных предметов и различными способами. Непосредственными побудителями деятельности являются мотивы, выступающие формой проявления потребности.

Как правило, деятельность человека является полимотивированной, т.е. вызванной несколькими мотивами - причинами. Поскольку мотивы являются формой проявления потребности, то интересы, склонности, убеждения, идеалы, влечения, желания выступают различными видами мотивов, т.е. являются причинами действий и поведения человека. Мотивы классифицируются по разным основаниям:

1.по степени осознанности: осознаваемые человеком и неосознаваемые

2. по степени действенности: знаемые и реально действующие

3. по отношению к деятельности: внешние (побуждают деятельность, но не связаны с ней) и внутренние (непосредственно связанные с деятельностью); в свою очередь внешние мотивы делятся на: общественные (альтруистические, долга, обязанности) и личные (оценки, успеха, самоутверждения, благополучия), а внутренние на: процессуальные, результатные, саморазвития.

Совокупность взаимосвязанных потребностей, проявляющихся в определенных мотивах, образует направленность, которая главным образом и определяет отношение личности к окружающему миру и ее поведение. Кроме содержания, т.е. того, какие именно потребности образуют направленность, она имеет определенную широту, интенсивность, устойчивость, действенность. Следовательно, направленности разных личностей различаются не только по содержанию, но и поданным качествам,

Обобщим, что же входит в направленность: интересы, склонности, убеждения, идеалы, в которых выражается мировоззрение. Все они являются опредмеченными потребностями, т.е. мотивами. Поэтому направленность можно определить как совокупность соподчиненных устойчивых мотивов, ориенти­рующих деятельность личности и относительно независимых от конкретных ситуаций.

Преобладание тех или иных мотивов определяет различ­ные; виды направленности: общественную, индивидуалистиче­скую, деловую.

Направленность является основным компонентом структуры личности, ее ядром. И хотя, как уже говорилось, психологи включают различные компоненты в структуру личности, но направленность как ведущий компонент выделяют все.

Важнейшим структурным компонентом, определяющим личностные особенности каждого человека, его неповторимость, является темперамент. Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую сторону человека и проявляющихся в его поведении и деятельности. Подчеркиваем, темперамент характеризует только динамическую сторону и не определяет ее содержательной стороны: интересов, взглядов, убеждений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ и интерпретация результатов.
В качестве объектов выступили 17 подростков - ученики 9«А» класса МОУ СОШ №3 города Мирный Архангельской области, в возрасте 14 лет; пол: 9 мальчиков – 53%, 8 девочек – 47%; 92% - из полных семей; материальное положение – среднее; все дети обеспечены отдельной комнатой; у 69% есть братья/сестры, из них у 16% не проживают совместно. Особ ...

Анализ теоретических аспектов проблемыю Понятие девиантного поведения
Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклоне ...

Механизмы терапевтического процесса в гештальт-психологии
Гештальт-терапия – это процесс поддержания или восстановления нашей способности управлять образами, строить их в адекватной связи с фоном. Одним из основных рабочих терминов, употребляемых в гештальт-психотерапии, является «осознание», осознание немедленное – форма сознавания, которая является одновременно и двигательной и сенсорной, ...